golic129 ноября исполняется 300 лет со дня рождения фельдмаршала, сенатора, князя Александра Михайловича Голицына

Александр Михайлович родился 29 (17 по старому стилю) ноября 1718 г. в семье фельдмаршала князя Михаила Михайловича (1674 — 1730), сподвижника Петра Великого и  княжны Татьяны Борисовны Куракиной (1696 — 1757). По традиции знатных родов юный князь еще в детстве был записан в гвардию. На тринадцатом году жизни он лишился отца. Голицыны в то время находились в немилости у императрицы Анны Иоанновны.Не рассчитывая на карьеру в России, 17-летний Александр Голицын отправился в Австрию, где получил военное образование и боевое крещение под начальством принца Евгения Савойского.

С 1740 находился на дипломатической работе, служил в посольстве в Константинополе, был послом в Саксонии.При восшествии на трон Екатерины II (1762 г.) Голицын удостоен ордена святого Андрея Первозванного и звания генерал-адъютанта. Став также членом Совета, учрежденного при высочайшем дворе, он пользовался влиянием на императрицу, ценившую его дипломатические и военные знания.

Участник Семилетней 1756 — 1763 гг. и Русско-турецкой 1768 — 1774 гг. войн. В 1769 году Голицын был назначен петербургским генерал-губернатором, а в 1770 году произведён в фельдмаршалы.

Генерал-фельдмаршал Голицын умер 19 (8 по старому стилю) октября 1783 г. Похоронен в Благовещенской усыпальнице.

Надгробие Александра Михайловича Голицына является первым скульптурным надгробием, установленным в Благовещенской усыпальнице (1788 год).  Надгробный памятник был сооружен по заказу вдовы, княгини Дарьи Алексеевны, рожденной княжны Гагариной, через десять лет похороненной рядом с мужем.Этот, насыщенный символическими образами и аллегориями, памятник выполнен Федором Гордеевичем Гордеевым, одним из первых выпускников Петербургской Академии художеств. Торжественная многофигурная композиция, официальный, парадный монумент, повествует о подвигах русской армии и ее военачальнике. Скульптурная группа помещена в нишу южной стены, образующую замкнутое поле, в которое вписана пирамидальная композиция.

golic2golic3

Символика аллегорических образов многозначна: женская фигура, указывающая правой рукой на портрет, а левой на эпитафию, истолковывается как Добродетель, что символизирует и сияющий солнечный диск у нее на груди. Вместе с тем изображенные рядом с ней доспехи, знамена и лавровый венок позволяют истолковать этот образ как Славу воинскую. Крылатый юноша с потухшим факелом у ног символизирует Смерть, но гений смерти облокотился на щит, увенчан шлемом, что напоминает о воинской Доблести. Барельефный профильный портрет Голицына обращает на себя внимание острой индивидуальностью облика. Это характерно для мемориальных портретов, задачей которых являлось сохранение для близких неповторимых черт ушедшего человека.Интересен факт, что описание памятника встречается  в «Рассуждении о свободных художествах», написанным в 1792 году конференц-секретарем Академии художеств П. П. Чекалевским.

Екатерина Апраксина-Сырская

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О музее