katrin1Опять Фелица

творит земные

чудеса!

Стоит, Державиным  воспета,

а вкруг-сподвижники, друзья… П.С.Воронов

В 1873 году, в день Святой Екатерины, в сквере перед Александринским театром был торжественно открыт величественный монумент.

«Императрице  Екатерине II в царствование императора Александра II»- так гласила надпись на бронзовой доске с лицевой стороны памятника.

Правнук императрицы Александр II, самодержец, взявший на себя смелость с помощью законов, среди которых – закон об отмене крепостного права, внести  в общество демократическое начало, не мог не оценить вклад Екатерины II в процветание России.

За время правления Екатерины II (1762-1796) было разработано более 5 тыс. указов, законов, затрагивающих самые различные аспекты жизни общества, развития государства, важнейшие достижения связаны с внешнеполитической деятельностью.

В ходе победоносных войн с Турцией Россия «твердою ногой» стала на берегах Чёрного моря, включив в состав государства Крымский полуостров, Кубань. В Севастополе базировался молодой Черноморский флот, строились на отвоеванных землях  новые южные города…Одесса, Херсон, Екатеринослав…

Петербург благоустраивался, лучшие иностранные мастера возводили  дворцы, любимым детищем Екатерины стал Эрмитаж – для приобретения произведений искусства императрица не жалела средств , также как для приобретения книг, целых книжных собраний для Публичной библиотеки…

В знак особой памяти о Петре I и его  преобразовательной деятельности, по заказу Екатерины приглашенный из Парижа скульптор Э.-М.Фальконе создает уникальный конный монумент – легендарный Медный всадник, которому суждено стать символом Петербурга, символом обновленной России.

Екатерина позиционирует себя продолжательницей деяний Петра Великого. На памятнике посвятительная  надпись – «Петру I Екатерина II»– акцент на числительных далеко не случаен.

Но памятника самой Екатерине в столице не было – целый ряд обстоятельств были препятствием к этому – прежде всего неоднозначное к ней личное отношение со стороны Романовых - потомков Павла I.

Александр II преодолел семейные предрассудки, решив реализовать предложение генерал-губернатора  князя А.А.Суворова – внука генералиссимуса, об установке памятника «Великой Императрице» в столице, в сквере перед Александринским театром.

Художник Михаил Осипович Микешин (1835-1896) получает непосредственно заказ от Александра II. Микешин окончил Академию Художеств по классу батальной живописи, был отмечен вниманием Николая I, преподавал рисунок его детям. Несмотря на отсутствие официального статуса скульптора, Микешин как человек творческий использовал свой талант для создания незаурядных, интересных проектов памятников. По его проектам сооружены памятники: «Тысячелетию России» в Великом Новгороде, Богдану Хмельницкому в Киеве, А.С.Грейгу в Николаеве и др. Организаторский дар, умение в рисунках убедительно отразить не только общее композиционное  решение, но и детали: портрет, жест, костюм, позволяли Микешину успешно работать с профессиональными скульпторами, воплощая задуманное.

В течение нескольких лет Микешин занят поисками общего решения монумента Екатерине, его размеров, пропорций. Первоначально, кроме фигуры Императрицы предполагалось размещение портретных медальонов с изображением сподвижников. Затем медальоны заменили на 7 фигур. И хотя в 1865 году проект утвержден, но в него постоянно вносились изменения, например, добавили ещё 2 фигуры – А.А.Орлова-Чесменского и адмирала В.Я.Чичагова. Корректировались детали костюмов, регалии, награды.

В содружестве с Микешиным работали скульпторы: М.А.Чижов (1838-1916), выполнивший фигуру Императрицы, А.М.Опекушин (1838-1923)- вылепил статуи деятелей екатеринского царствования.

Бронзолитейные работы производились на заводе Р.Я.Кохуана – партнер Торгового дома К. Никольса и В. Плинке.

Камень (гранит) для постамента добывался на островах Ладожского озера. Гранит доставляли на специальных судах до Дворцовой пристани, а затем к месту сооружения памятника при помощи особо устроенной переносной железной дороги, перегораживающей Невский проспект.

Проект архитектурного решения монумента выполнил архитектор Д.И.Гримм (1823-1898). В проект также  входили фонари-торшеры и ограда вокруг памятника.

На высоком-10,7 м постаменте колоколообразной формы возвышается мощная фигура Императрицы -4.2 м в парадном одеянии, в наброшенной на плечи порфире. На голове – корона, ветви лавра. На груди – муаровая лента, на шее – орденская цепь с орденом Андрея Первозванного. В левой руке – лавровый венок, в правой – скипетр. На лице Императрицы легкая улыбка – образ восходят к известному шубинскому портрету 1789 года.

У ног  Екатерины – 9 сподвижников, сыгравших особую роль в истории России. В центре – князь Г.А.Потемкин – не просто фаворит, но по-настоящему преданный Екатерине энергичный, трудолюбивый государственный «муж», сумевший завоевать, освоить земли Новороссии, расширив южные границы Отечества.

Граф П.А.Румянцев-Задунайский, победитель турок, фельдмаршал.Светлейший князь Италийский, граф А.В. Суворов-Рымнинский, прославившейся взятием Измаила, полководец, не проигравший ни одного сражения, генералиссимус.Группа из 2-х фигур, символизирующая международную и филантропическую деятельность Императрицы. Дипломат, канцлер, сумевший заключить выгодные  для России мировые соглашения, светлейший князь А.А.Безбородко.И.И.Бецкой – не имел титулов, но руководил строительством в Петербурге, сумел преобразовать систему образования, основал Воспитательные дома, Смольный институт, был президентом Академии Художеств.Два адмирала поглощены беседой – В.Я. Чичагов – командующий Балтийским флотом, отличился в войнах со Швецией. Граф А.Г.Орлов-Чесменский – титул получил в Русско-турецкой войне, командовал сухопутными и морскими силами в кампаниях на Средиземном  море.

Фигуры Г.Р.Державина и Е.Р.Дашковой символизируют искусства, науки. Талантливый поэт Г.Р.Державин написал оду во славу Екатерины – «Фелицы» (от латинского felicitato – счастье), был сенатором.Княгиня Е.Р.Дашкова серьезно увлекалась литературой, философией, знала три языка, была восторженной почитательницей Императрицы, назначена директором Петербургской Академии наук. Дашкова основала Российскую Академию, занимавшуюся составлением словаря русского языка.

Новое время, новое отношение к истории, большая свобода от догм официоза проявились в разнообразии, непринужденности поз изображенных фигур, словно собравшихся на блистательном приеме у Императрицы. Сверкание орденов, переливы шелка орденских лент, шитья мундиров, атрибуты, характерные времени. История царствования Фелицы представлена ярко и образно.

С 1939 года памятник вошел в коллекцию Государственного музея городской скульптуры. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на неоднократные попытки - не был укрыт. Но его роль в суровой обстановке выявилась с неожиданной стороны. Об этом писал старый петербуржец Лев Успенский : «Бронзовая Екатерина  освещалась то  безжалостной блокадной зимой, то холодным светом «люстр», которые немецкие разведчики подвешивали  над городом, перед бомбежками. И мы, блокадники, часто проходили у её подножия… она единственная «не спустилась в бомбоубежище»…

Тем не менее в документах ГМГС есть упоминание о банде Бориса Королева, в 1944 году пытавшейся украсть шпагу у Суворова, стрелять из пистолета  по фигурам… Эти инциденты рассматриваются прокуратурой и выносится  обвинительный приговор…

В мирное время проводятся музеем научные реставрации, последняя – в 2003 году. В современных  условиях – мониторинг состояния – весной реставраторы спешат на свидание с Императрицей – специальная Служба по уходу за памятниками производит  осмотр, промывку, уплотнение патины… Императрица встречает их доброжелательно, не утратив своей торжественности и значительности. Ведь она, её царствование – особый этап в развитии России – страны богатой на неординарные личности, небывалые победы…Выразительный по силуэту, значительный по масштабу памятник прекрасен: старинная бронза, полированный гранит, мерцание фонарей и возможность вспомнить век давно минувший, людские судьбы, печали и радости бытия…

Ефремова Надежда Николаевна, старший научный сотрудник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О музее