opek002С именем талантливого скульптора-монументалиста Александра Михайловича  Опекушина  прежде всего связано создание  памятника А.С.Пушкину в Москве.  Однако, ранее устоявшееся мнение о нем, как «творце одного выдающегося произведения» далеко не верно.

Ваятель создал целую галерею образов выдающихся деятелей культуры и науки в монументальной скульптуре – это  памятники А.С.Пушкину  в Петербурге и Кишиневе, М.Ю.Лермонтову в Пятигорске, К.М.Бэру в Тарту, Н.Н.Муравьеву-Амурскому в Хабаровске, В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому и А.С.Пушкину в Остафьево,  Александру II  и Александру III в Москве.

Его становление, как монументалиста, началось задолго до появления   памятника А.С.Пушкину в Москве. Среди молодых ваятелей,  исполнявших грандиозные микешинские проекты, без сомнения, самым даровитым был  А.Опекушин.   Впервые М.О.Микешин привлек  молодого скульптора  к работе над  памятником «Тысячелетие России» для Новгорода в 1859–1862 гг.  Для этого  монумента бывший крепостной изваял одну из центральных и наиболее выразительных по пластике  скульптур –  фигуру  Петра Великого.

Следующим монументом, к созданию которого Микешин пригласил  уже только Опекушина, стал памятник известному русскому флотоводцу адмиралу  А.С.Грейгу в Николаеве. Значительной работой  «ученика Иенсена» стало  создание 9 фигур сподвижников императрицы для памятника Екатерине II в Петербурге. За эту работу А.М. Опекушину  присвоено звание классного художника I степени (и орден св. Владимира 4 ст.).

В начале 1870-х годов Опекушин создает несколько удачных станковых произведений – это бюст Петра I и  бронзовая статуя «Петр I». Наибольший интерес представляет скульптура, изображающая  Петра основателем Петербурга,   исполненная      с поразительным  вдохновением и подкупающей свободой и жизненностью  образа.  Петр Великий  показан в момент сосредоточенного  обдумывания  грандиозного  плана постройки  города на берегах Невы. Динамику композиции подчеркивает характерный резкий разворот  фигуры Петра, напряженность жеста рук.  Энергичным жестом правой руки  он указывает  на карту, левая – крепко сжата в кулак.  Выразительная собранность композиции, внутренняя динамика образа – все это помогает передать неукротимую  энергию  и волю императора. В 1872 г. за это произведение и бюст цесаревича Николая Александровича  Опекушин получил звание Академика. Значительно позднее ваятель вернется к притягательному для себя образу Петра Великого.

В 1915 г.  он создает   бронзовую статую  императора для Военно-морского госпиталя в честь 200-летнего юбилея этого старейшего петербургского медицинского  учреждения. Петр изображен сидящим в глубокой задумчивости, склонившись над картой. Внутренней сосредоточенностью, напряженностью, глубоким раздумьем наполнен образ императора. Это произведение, отмеченное острым психологизмом сильной и противоречивой личности Петра, несет в себе некий драматический аспект. На мраморном постаменте скульптуры – золоченая надпись:  «Державному основателю    госпиталя. 1715 г. – 1915 г.»

Период наибольшего творческого напряжения приходится на 1873–1880 годы, когда ваятель  весь свой талант, все свое время посвящает участию  во всех трех конкурсах на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве,  созданию большой гипсовой модели в натуральную величину...   И наконец – открытие монумента, которое сделало Александра Михайловича поистине знаменитым.

Огромный успех московского памятника Пушкину и давнее желание петербуржцев иметь в своем городе памятник поэту послужило толчком к его  созданию.   В 1882 г.  городская Дума вынесла решение   о сооружении памятника поэту в Петербурге  в сквере на улице названной в его честь. Было решено воспользоваться второй статуей, изваянной А.М.Опекушиным для московского конкурса 1873 г. Этот проект,  выставленный  для всеобщего обозрения в Большом зале Думы,  получил одобрение. Высочайшее соизволение на постановку статуи А.С.Пушкина «воспоследовало 28 апреля 1883 г.».  Однако, то обстоятельство, что на памятник отпускались весьма скромные средства (10 тыс. руб.) сослужило  петербургскому монументу, безусловно, плохую службу: автор вынужден был сознательно ограничить его размеры. Высота статуи немного более двух метров, высота постамента – 2 м 90 см. Московский памятник почти вдвое выше.

Современники неоднозначно восприняли монумент: существовало  мнение, что памятник «малоудачен», указывалось на схожесть его композиции с известной статуэткой Пушкина работы Теребенева. Возможно, Опекушин действительно отталкивался от композиции произведения, выполненного при жизни поэта  А.И.Теребеневым. Но, несомненно, и то, что  автор памятника  пропустив интересную творческую идею через свое глубинное восприятие, развил ее в своеобразное талантливое произведение. Присмотримся повнимательнее к монументу: его композиция проста, лаконична и  вместе с тем необычайно выразительна. Поэт предстает перед нами в строгой собранной, не лишенной изящества позе, со скрещенными на груди руками.  Спокойная величавость, благородство чувствуется во всей фигуре поэта. Пушкин  задумчив и  внутренне сосредоточен. Скульптору удалось показать движение души поэта, состояние высокой душевной взволнованности, предшествующее началу творческого порыва: еще минута и стихи свободно потекут... Замечательный отзыв об опекушинском  Пушкине оставил Н.Страхов, писавший: «Благородная, стройная, как бы уносящаяся вверх фигура поэта невольно вызывает в памяти прекрасные стихи: «Но лишь божественный глагол  до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется...». Выразительная бронзовая статуя Пушкина водружена на высокий изысканный по форме гранитный пьедестал, на гранях которого золотом начертаны строки из  «Медного всадника» и знаменитого «Памятника»: «И долго буду тем  любезен я народу...»

В 1885 г. Опекушин создает еще один  памятник  А.С.Пушкину для Кишинева.  Это небольшой, скромный бюст поэта, где он изображен, как и в московском монументе с непокрытой склоненной головой, в плаще, наброшенном на плечи.  На постаменте – строки пушкинского «К Овидию»: «Здесь, лирой северной путыни оглашая, скитался я ...».  Интересно обращение скульптора к мемориальной пластике. В 1886 г. Опекушиным завершена работа над бронзовым барельефом для надгробного памятника А.П.Волынскому, П.М.Еропкину, А.Ф.Хрущову у Сампсониевского собора в Петербурге, изображающим аллегорическую женскую фигуру – крылатой богини Истории с лавровым венком и развернутым свитком, символизирующем историю. Композицию обрамляет изысканный по форме светильник, увитый плющом, восходящий по форме к античному.  Грациозная, выразительная по пластике женская фигура  поражает плавностью, певучестью  линий. Ваятелем проявлено поразительное мастерство в разработке драпировок с многочисленными струящимися складками  античного хитона. Как всегда, мастер сумел вдохнуть в свое произведение жизнь. Легкой печалью, грустью  веет  от  вдохновенной, красивой и  женственной богини. То, что барельеф исполнен в лучших традициях мемориальной пластики XVIII – нач. XIX вв. вполне  закономерно для творчества скульптора.

Симптоматична для периода расцвета творчества скульптора победа, одержанная в  начале 1880-х годов в  международном конкурсе на проект памятника  эстонскому ученому-естествоиспытателю Карлу Бэру в Тарту. Монумент исполнен в лучших традициях мирового пластического искусства. Это глубоко реалистическое произведение  отмечено яркой индивидуальностью почерка. Создание столь убедительного и  одновременно обобщенно-философского образа ученого-мыслителя можно смело отнести к  большой удаче   мастера.

Одним из наиболее значительных его произведений стал памятник М.Ю.Лермонтову в Пятигорске (1883–1889). Для  его создания  было проведено три тура конкурса – победителем вышел А.М.Опекушин.  В этом монументе привлекает  сочетание подлинной монументальности с удивительной лиричностью образа поэта. Художник создает образ наполненный глубиной и теплотой  человеческих чувств, образ особый  по проникновенности в передаче  необычайно сложной и многогранной личности мятежного поэта.

Памятник известному государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири, графу  Н.Н.Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1887–1889 гг.)  принадлежит к характерным для творчества Опекушина произведениям. Монумент выделяется своей жизненной достоверностью,  реалистическим решением.  Ваятелю  удалось в нем достичь выразительности лучших своих монументов.  Удачная постановка памятника на высоком берегу Амура позволила выявить наиболее выигрышные моменты в монументе: внутреннюю динамику  образа и великолепный по  четкости и выдержанности силуэт монумента. Этот памятник завершает собой период наивысшего расцвета творчества мастера-монументалиста.  Начиная с конца 1890-х годов Опекушину более не удается создать столь значительных, выдающихся монументальных произведений.

В 1898г. в Московском Кремле был открыт колоссальный монумент Александру II работы А.М.Опекушина (арх. Н.В.Султанов, худ. П.В.Жуковский), отличающийся  необычайной торжественностью, величавостью, импозантностью,  сугубо официальной  трактовкой образа императора.  Другим подобным  произведением мастера стал монумент Александру III  в Москве  у храма Спасителя (1912,  арх. А.Н.Померанцев).

К позднему периоду творчества Опекушина относятся три  небольших памятника В.А.Жуковскому, А.С.Пушкину и П.А.Вяземскому, воздвигнутые в 1913 г. в подмосковной усадьбе Вяземского Остафьево. Наиболее интересный из них – памятник Пушкину, в котором ваятель показал поэта молодым и вдохновенным. Выразительное задумчивое лицо, обрамленное копной пышных кудрявых волос, проницательные глаза, высокий открытый лоб, некоторая небрежность, артистичность в одежде – чуть приподнятый воротник, свободно повязанный шарф – создают романтический образ юного поэта. Барельеф, помещенный на памятнике, еще больше способствует раскрытию эмоционального состояния Пушкина. На нем изображен большой пустынный зал с задумчиво сидящим поэтом.  Лиричность и некоторая камерность решения  памятника подчеркивается и надписями на постаменте: «Он между нами жил».   «Я был рожден для жизни мирной,  для деревенской тишины...»

Талант  и огромное трудолюбие позволили бывшему крепостному стать академиком, а  многие его произведения с полным правом  причислены к лучшим, выдающимся образцам русской скульптуры  второй половины XIX – начала XX  веков.

Ирина Лермонтова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О музее