chek12Легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Чкалов Валерий Павлович родился 2 февраля (по старому стилю 20  января) в 1904 г. в селе Василево в Нижегородской  губернии, которое в 1937 году по  просьбе жителей переименовано в Чкаловск.

Впервые он увидел самолет в 15 лет, когда работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге. Путь к небу был определен. Путь от простого сельского парня до всенародно любимого Героя, «любимца» властей и лично И.В.Сталина, от помощника слесаря-сборщика самолетов до летчика №1 СССР. «Я хотел быть лучшим из лучших летчиков, не хотел быть самым обыкновенным, а хотел быть таким летчиком-истребителем, который бы всегда выходил победителем в будущих боях», пишет в своем дневнике В.П.Чкалов.

Трудом, службой, мужеством, преданностью своему делу и стране он добивается этого – его именем называют города, улицы, проспекты, детей, ему устанавливаются памятники и мемориальные доски. Одна из мемориальных досок входит в коллекцию Государственного музея городской скульптуры. Она установлена в Санкт-Петербурге на улице Всеволода Вишневского,11. Мемориальная доска создана по проекту архитектора Прасолова Ивана Николаевича. 27 января 1951 года  торжественно открыта на фасаде здания дома №21 по Теряевой улице, сейчас эта улица Всеволода Вишневского. Проходящий рядом Геслеровский проспект в 1952 году был переименован в Чкаловский. Выполненная из белого мрамора прямоугольная доска не содержит декоративных деталей и изображений, только текст. Шрифт – рубленный, четкий, «скуластый», графически предельно выразительный. (Описание графических достоинств  доски, невольно перекликается с описанием образа летчика, данного  скульптором И.А. Менделевичем, автором  памятника В.П.Чкалову в Нижнем  Новгороде «…крепко сбитая, но  вместе с тем гибкая фигура, решительные, но спокойные движения, рабочие руки – все, что свидетельствовало об огромной силе воли. Характерное лицо, будто подготовленное для лепки – скульптурное и по  форме  и по  объему… В нем  все было выразительно: лоб, лежащие на  нем светлые волосы, ярко очерченные губы, сильный нос, упрямый подбородок». Мемориальная  доска-это своего рода портрет героя – прим. автора) Вытянутые по вертикали строки «устремлены ввысь». Образность мемориальной доски, подчеркнута и лаконичностью текста, в котором и заключена основная мемория. Торжественное звучание, усиливающее масштаб значения личности, подчеркнуто словом «великий», употребление которого более характерно для текстов, посвященных деятелям культуры и науки. (Для сравнения мемориальная доска В.П.Чкалову, расположенная в Гатчине на  доме №66 по Чкаловской улице, где летчик жил в 1926-1928 годах до переезда в Ленинград, не столь выразительна как по композиции текста на плоскости, так  и по написанию шрифта. Автора доски  установить не удалось. К тому же, в годы, проживания В.П.Чкалова в Гатчине, бывшем Троцке, он не был еще Героем Советского Союза, как указано в тексте доски - это звание летчик  получил в 1936 году.- Прим. автора)

«В ЭТОМ ДОМЕ/С 1927  по 1931 г./ ЖИЛ/ ВЕЛИКИЙ/ СОВЕТСКИЙ/ ЛЕТЧИК/ ВАЛЕРИЙ/ ПАВЛОВИЧ/ ЧКАЛОВ»

В этих строках сохранена память об эпизоде из жизни летчика, о том что в этом шестиэтажном, бывшем доходном доме со всеми удобствами акционерного общества «Архитектор», в квартире №28 Валерий Павлович Чкалов прожил пять лет. В 1927  году ему 23 года, он уже опытный летчик, служит в первой истребительной эскадрильи, женится на ленинградской учительнице Ольге Эрзамовне Ореховой, здесь у них рождается сын Игорь. Характер летчика - дерзкий и отважный, он часто нарушает полетную дисциплину, получает выговоры и взыскания, даже сидит на гауптвахте. В 1930-х Чкалов - летчик-испытатель. Более 70 маркам отечественных самолетов он «дает путевку в небо». К этому времени относится его якобы рискованный полет под мостом Равенства (в нас. время Троицкий мост), показанный в фильме «Чкалов», который не больше, чем эффектная сцена придуманная режиссёром М. Калатозовым.

Да было и множество рискованных безумных полетов, в которых В.П.Чкалов испытывал возможности самолета, возможности сложных полетов, полётов «вслепую» по приборам, выполнял сложные фигуры пилотажа, например «замедленную бочку» и др. Практический опыт В.П.Чкалова использовался военными  летчиками в годы Великой Отечественной войны, например летчик Рожнов, когда за ним погнался немецкий «мессершмидт», ушел от него под мост и выиграл поединок. В 1935 году авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создания лучших самолетов истребителей  награждены высшей правительственной наградой – орденом Ленина. В 1937 году вместе с пилотом Г.Ф. Байдуковым, и штурманом А.В. Беляковым совершает исторический перелет через Северный полюс в Америку за 63 часа 16 минут. Протяженностью 8504 км. Этот перелет имел важное политическое значение в контактах России и США.

В 1997 году, когда отмечался 60-летний юбилей исторического перелёта советских летчиков «Москва - Северный полюс-Ванкувер» под командованием В.П.Чкалова, Правительство России решило подарить американскому городу бюст летчика. Бюст был отлит на заводе «Монументскульптура» по модели, созданной скульпторами А.С.Чаркиным и В.Д.Свешниковым. Аналогичный бюст выполнен на государственном предприятии Академии художеств и установлен перед станцией метро «Чкаловская» 15 сентября 1997 года. Памятник без сомнения, выражает идейно-смысловое содержание станции метрополитена, раскрывает образ национального героя, выдающегося пилота эпохи становления отечественной авиации, романтика. На полированном гранитном постаменте, будто взлетающий самолет, бронзовые литеры факсимиле подписи «В. Чкалов».

Начальник отдела памятников и мемориальных досок, хранитель фонда «Мемориальные доски», Е.А.Шишкина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить