krilov19-1"…Приятные  ваши творения

 для всех возрастов

 составили непоколебимую

 вашу  славу и славу России…" А.Н.Оленин


И в 250-летний юбилей А.И.Крылова также современно звучат слова, сказанные В.А.Жуковским в 1838 году баснописцу: «Любовь к словесности, входящей в состав благоденствия и славы Отечества, соединила нас в эту минуту… Наш праздник, на который собрались здесь немногие, есть  праздник национальный; когда можно пригласить на него всю Россию, она  приняла бы в нем участие с тем самым чувством, которое всех нас в эту  минуту оживляет… Вы, патриарх наших  писателей…»

Точных сведений о дате рождения И.А.Крылова не имеется /записи в церковных книгах не сохранились/. Исследователи дискутируют о 1768 или 1769 годах. Сам Крылов чрезвычайно равнодушно относился к попыткам друзей, современников уточнить сведения о его рождении. Известно, что 02.02.1838 года отмечалось 50-летие творческой деятельности Крылова. Юбиляру была преподнесена памятная медаль с надписью о рождении 2 февраля 1768  года. На надгробном памятнике указан – 1768 год. Именно эта  дата была преобладающей на протяжении XIX века. В 1868 году праздновали 100-летие баснописца. Затем новыми исследователями по-новому интерпретировались  известные факты биографии и был сделан вывод, что более точен 1769 год рождения. Эта дата стала широко известна, опубликована в «Русском биографическом словаре» в 1903 г. в статье А. Шалыгина. Таким образом, в XX веке год рождения Крылова принят – 1769.

«Крылов возвел русскую басню в оригинально-классическое достоинство… его каждая басня сатира, тем сильнейшая, что она коротка и рассказана с видом простодушия» - именно так подчеркнул значение крыловских басен декабрист А. Бестужев. Слава Крылова была поистине всенародной. Вся Россия знала его басни. Только один Смирдин напечатал 12  изданий по 70.000 тыс. экземпляров.

И.А.Крылов умер 9 ноября 1844 года в доме Блинова по 1-й Линии В.О., в квартире своей крестницы, где проживал последние три года своей  жизни, после ухода в отставку. На этом доме №8 установлена мемориальная  доска.

Николай I повелел выдать из государственного казначейства достаточно значительную сумму на похороны Крылова. Вероятнее всего, в нее входила и стоимость надгробного памятника, установленного в 1845  году на Тихвинском кладбище – современном Некрополе мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры. Примечательно, что сразу после кончины Крылова (через 2 дня) был создан Комитет по сбору средств на памятник баснописцу в Петербурге, который являлся первым примером  создания скульптурного монумента русскому литератору. По подписке собрано более 30 тыс. руб. В 1850 году деньги переданы в Академию Художеств, откуда выплачивались по частям скульптору П.К.Клодту, выигравшему конкурс на памятник Крылову в Летнем саду. Интересен факт - от собранных денег осталось 2463 руб. 91 коп. Комитет в 1855 году ходатайствует перед царем «о передаче их в пользу раненных и семей убитых в Крыму…»В мае 1852 г. Совет Академии Художеств утвердил большую модель  памятника, «исполненную во всех отношениях хорошо». Одновременно решался вопрос о том, что «для профессора Клодта, по высочайшей воле производящего памятник», необходимо иметь живых животных для  моделей. Действительно, зверей для барельефов Клодт лепил с натуры. Журнал «Моды» за 1851 год писал: «Если бы вы вошли в мастерскую Клодта, то подумали, что вас привели в зверинец. Здесь в клетках обезьяны, лисицы, журавли, медведь. Ручной волк-Воля, лев Самсон из зверинца г. Зама, а изучать слона скульптор ездил в Царское Село…».

Рисунки барельефов и медальонов разработаны художником А.А.Агиным. И хотя на памятнике имеются некоторые расхождения с рисунками Агина, вся расстановка персонажей и сами персонажи соответствуют «сочиненной композиции в рисунках». Отливка фигуры и барельефов из бронзы производилась Клодтом в Литейной мастерской  Академии Художеств. 12 мая 1855 года памятник И.А.Крылову в Летнем саду, выбор которого, как места сооружения монумента, был определен «его Императорским величеством», был открыт. Это событие совершалось очень скромно. Всеобщее внимание было обращено на войну, на героическую оборону Севастополя.

Композиционное решение  памятника достаточно простое – писатель изображен сидящим, в спокойной позе, в руках раскрытая книга. Более  всего привлекает зрителя постамент: на гранях постамента размещены горельефы персонажей из 13 басен Крылова. На боковых гранях, в центре – медальоны с рельефами – сцены из басен «Демьянова уха», «Фортуна и нищий». На лицевой грани постамента - накладная текстовая доска – «Крылову/1855». Памятник окружен чугунной решеткой.

В годы Великой Отечественной войны над памятником был сооружен защитный каркас из бревен, но, несмотря на  укрытие, памятник пострадал от осколков, были повреждены звенья решетки, гранит постамента. Уже в 1945 году снято укрытие, памятник частично отреставрирован.

В 1954 году Музеем городской скульптуры проведена полная  реставрация с восполнением утраченных деталей  барельефов.

В период реконструкции Летнего сада (с 2009 по 2011 гг.) памятник и ограда были укрыты. В 2012 г. проведена реставрация памятника.Памятник И.А.Крылову удивительно метафоричен, он - зримое воспроизведение бессмертных Крыловских басен, где, невзирая на время, современны и актуальны, ставшие афоризмами поэтические строки.

Неизменным остается внимание людей всех возрастов, детей к этому монументу, посвященному русскому литератору, человеку одаренному талантом и своеобразием творческой  мысли.

Н.Н.Ефремова, старший научный сотрудник, хранитель фонда «Памятники города»

По материалам архива ГМГС; книги  А.Гордина «Крылов в Петербурге»,Л.,1969; ж. Министерства народного  просвещения, 1904, №11;  Русского биографического словаря, СПб, 1903, биография И.А.Крылова, составленная  А.Шалыгиным.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить