krilov19-513 февраля 2019 г. сразу два юбилея в истории русской литературы, связанных с музейным Некрополем мастеров искусств. Удивительнее всего то, что два этих литератора в жизни были близкими друзьями и похоронены рядом.



krilov19-7Сегодня мы отмечаем 250 лет со дня рождения знаменитого драматурга, журналиста, поэта, прославившегося баснями, Ивана Андреевича Крылова (1769–1844) и 235 лет со дня рождения поэта, переводчика, автора стихотворного перевода «Илиады» Гомера Николая Ивановича Гнедича (1784-1833).

Иван Андреевич Крылов скончался от воспаления легких в 1844 г. и был торжественно, при огромном скоплении людей погребен на престижном Ново-Лазаревском (позже – Тихвинском) кладбище Александро-Невской лавры (ныне – музейный Некрополь мастеров искусств). Описывая похороны баснописца, М. И. Пыляев в своей книге «Старый Петербург» отметил: «На голове покойного лежал тот самый венок, которым чело его было украшено в день 50-летнего его юбилея; на груди были цветы, которые императрица иногда присылала ему и которые он сберегал, как святыню. Вместо герба на траурных принадлежностях был изображен тот же лавровый венок». Место было выбрано рядом с его другом и коллегой по Императорской Публичной библиотеке, поэтом и переводчиком Н. И. Гнедичем. Надгробие было поставлено в 1845 г. на часть денег, выделенных императором Николаем I на погребение. Скромный по форме, но внушительный по размеру памятник представляет собой типовой жертвенник темно-серого полированного гранита, увенчанный бронзовым крестом, с вырубленной эпитафией: 

"Иванъ Андреевичъ/Крыловъ/Родился 2 Февраля 1768-го/Скончался 9 Ноября 1844-го"

В дате рождения баснописца мастером, резавшим буквы, досадной ошибки допущено не было: то, что Крылов родился на год позже, стало принято считать только в XX веке. В нижней части жертвенника можно прочесть также имя владельца мастерской, в которой он был изготовлен. Надпись «Раб. Ма. Еф. Тропинъ» указывает на Ефима Михеевича Тропина (1811-1848), создавшего аналогичные этому сохранившиеся памятники литератору Н. Ф. Эмину на Смоленском кладбище и лейб-медику И. Ф. Рюлю на Волковском кладбище. Уже в 1948 г. состоялась первая реставрация надгробия. Ранее, в ноябре 1944 г., еще во время войны отмечалось столетие со дня смерти баснописца, о чем можно прочесть ниже в газетной статье, сохранившейся в архиве музея.

krilov19-6У Н. И. Гнедича не было такого могущественного покровителя в лице императора, как у Крылова, поэтому средства на сооружение открытого в 1835 г. памятника были собраны исключительно на общественные средства, как дань признательности и любви. В подписке принимали участие друзья и знакомые поэта: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. Н. Оленин и др. Автором мраморного портретного барельефа является ученик близкого кругу литераторов скульптора С. И. Гальберга Антон Андреевич Иванов (брат великого живописца). Придать чертам поэта, не отличавшимся, по свидетельствам современников, классической правильностью, идеализированный облик, по-видимому, было принципиальным решением, полным такта и уважения. Образу вдохновенного служителя муз соответствует и эпитафия, вероятно, предложенная В. А. Жуковским:

"ГНЕДИЧУобогатившему/русскую словесность/переводом Омира/:Речи из уст его вещих/сладчайшия меда, лилисяИлиада. п. 1, с. 249."

(Омир – старинная транскрипция имени Гомера, отрывок из поэмы которого –  труда жизни Гнедича также украшает его памятник)

В 1961 г. подлинник портрета был заменен мраморной копией, сейчас его можно видеть на постоянной выставке «Знаки памяти» на 2 этаже Благовещенской усыпальницы. Государственный музей городской скульптуры осуществляет регулярные мероприятия по текущему уходу за надгробиями Крылова и Гнедича. Так, прошлым летом силами музейных реставраторов памятники были промыты и очищены от атмосферных и биологических загрязнений, а мраморный медальон с портретом Гнедича прошел дополнительный процесс консервации – обработки водоотталкивающим составом. 

Дарья Залешина, начальник отдела мемориальной скульптуры

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить