mpm221 марта 2019 г. исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Для Государственного музея городской скульптуры эта юбилейная дата – прекрасный повод вспомнить не только о надгробном памятнике герою отечественной музыки в Некрополе мастеров искусств, но и о других посвященных ему памятных знаках, установленных в Санкт-Петербурге – городе, с которым были неразрывно связаны жизнь и творчество Мусоргского.


Это памятник-бюст на Лермонтовском  проспекте, 54 и мемориальная  доска на Шпалерной улице, 6, которые  входят в коллекцию  Государственного  музея  городской  скульптуры.

Прежде чем познакомиться с историей создания этих памятников, вспомним основные вехи биографии композитора и черты его личности. Как и остальные участники музыкального объединения «Могучая кучка», Мусоргский не имел профессионального музыкального образования: определенный по семейной традиции в Школу гвардейских подпрапорщиков, он до конца жизни служил чиновником в различных департаментах. Фортепианной игре будущий гений русской музыки обучался еще в детстве у пианиста А. А. Герке, музыкальной композиции – позже у М. А. Балакирева. Первое произведение Мусоргского, фортепианная полька «Подпрапорщик» появилось в годы учебы в Школе, после окончания которой в 1856 г. он сблизился с кругом блестящих русских музыкантов – Балакиревым, Бородиным, Кюи и Римским-Корсаковым. Впятером они и составили ту творческую силу, которая в 1860-е гг. вписала новую и яркую страницу в историю русского музыкального искусства, впервые обратившись к народной музыке. Среди произведений Мусоргского: оперы «Борис Годунов», «Хованщина», вокально-драматические сцены «Калистрат», «Светик Савишна», вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская», фортепианный цикл «Картинки с выставки» и др. Вместе с тем, в официальной академической среде, ориентированной на Запад, новаторское творчество Мусоргского оставалось непонятным, а позже стало вызывать отторжение даже у самих участников «Могучей кучки». Болезненное восприятие Мусоргским этой ситуации во многом и привело его к ранней (в 42 года) кончине.

Каким же человеком был композитор, оставивший произведения, пронизанные таким психологизмом и состраданием к людям? Друг и соавтор Мусоргского, поэт Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов пишет в воспоминаниях так: «Человек нежный до женственности и деликатный до наивности, — он изо всех сил старался, и, к сожалению, иногда не без успеха, придать себе характер грубости, резкости, угловатости, будучи убежден (конечно, с чужих слов), что они суть признаки внутренней силы и гениальности». Пианистка Надежда Николаевна Римская-Корсакова, жена композитора оставила воспоминания о внешности Мусоргского: «Он был среднего роста, хорошо сложен, имел изящные руки, красиво лежащие волнистые волосы, довольно большие, несколько выпуклые светло-серые глаза. Но черты лица его были очень некрасивы, особенно нос, который к тому же всегда был красноват, как Мусоргский объяснял, вследствие того, что он отморозил его однажды на параде. Глаза у Мусоргского были очень мало выразительны, даже можно сказать почти оловянные. Вообще лицо его было мало подвижное и не выразительное, как будто оно таило в себе какую-то загадку».

Смотря на горельефный портрет Мусоргского, высеченный на его надгробном памятнике в музейном Некрополе, вспоминается это таинственное замечание о глазах композитора. Скульптору Илье Яковлевичу Гинцбургу, не знавшему его лично и лепившему портрет по фотографии, консультируясь с И. Е. Репиным и М. М. Антокольским, однако, словно удалось проникнуть за «непроницаемость» облика и передать обитающее в нём внутреннее беспокойство, даже тревогу. Сам памятник был установлен в 1885 г. на общественные средства по инициативе друзей композитора. И. Е. Репин передал деньги, полученные от П. М. Третьякова за портрет Мусоргского, Н. А. Римский-Корсаков пожертвовал гонорар Музыкального Театрального комитета, А. К. Глазунов - гонорар за исполнение своей Первой симфонии. Скульптор И. Я. Гинцбург и архитектор И. С. Богомолов бесплатно разработали проект, изобилующий деталями в «русском» стиле (решенный в виде кокошника фронтон; колонны с резными капителями, напоминающие традиционную деревянную резьбу, орнаментика), нотными знаками и названиями произведений композитора. Идея такого «повествовательного» памятника принадлежала музыкальному и художественному критику В. В. Стасову, и этот необычный прием следует понимать, как стремление как можно больше рассказать, передать потомкам из чувства благодарности к гениальному ушедшему современнику.

В 1916 г. перед зданием Николаевского кавалерийского училища на  Лермонтовском проспекте, 54 были установлены бюсты М. П. Мусоргского и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского. Ранее в этом здании располагалась Школа гвардейских подпрапорщиков, воспитанниками которой являлись и будущий композитор, и путешественник. Бюсты, выполненные по модели скульптора В. В. Лишева, по необоснованным  причинам в 1920-х гг. были сняты с постамента и, по-видимому, уничтожены. Долгое время постаменты оставались без скульптур. В 1980 г. на Художественно-экспертном совете Главного управления культуры города было принято решение о воссоздании бюстов Мусоргского и Семенова-Тян-Шанского по новым моделям. Оба бюста были созданы скульптором А. П. Тимченко. В 1989 г. бюст Мусоргского отлили на заводе «Монументскульптура», одновременно прошла реставрация постамента. 21 марта 1989 г. состоялось открытие памятника, приуроченное к 150-летию со дня рождения композитора.

Бронзовый погрудный бюст композитора установлен на четырехгранном гранитном постаменте. На лицевой стороне постамента – надпись: "М. П. / Мусоргский / 29 выпуска, 1856 г.". На тыльной стороне: "Борисъ Годуновъ" / "Хованщина" / "Пляска смертей" / "Дѣтская". Композитор изображен с непокрытой головой. Лицо обрамляют усы и окладистая борода. Одет в сюртук, рубашку с воланом-галстуком. Пластический язык бюста лаконичен, эмоционально сдержан, без излишнего изящества и привлекательной детализации. Образ  выдающегося  музыканта – его темперамент, энергия, звучание души, возможно, не являлись задачами при создании нового бюста, в отличие  от скульптурного портрета, выполненного В. В. Лишевым. Музыка в памятнике «присутствует» лишь на сохранившемся историческом постаменте, в виде названия выдающихся произведений композитора. Несмотря на это, новое художественно-образное решение памятника органично воспринимается в исторически сложившемся архитектурном ансамбле этой части города.

26  мая  1988 г. по Решению Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов на фасаде дома № 6 по ул. Воинова (в настоящее время Шпалерная ул.), была установлена мемориальная доска, посвященная Мусогскому. «В этом  доме / с  1872 года по 1875 год / жил и работал / выдающийся / русский  композитор /  Модест / Петрович / Мусоргский». В этом доме  композитор занимал комнаты в квартире №15 в дворовом флигеле. Здесь он начал работу над оперой «Хованщина». В гостях у него бывал Римский-Корсаков, который после смерти композитора закончил работу над оперой.

Мемориальная доска выполнена по проекту архитектора В. Б. Бухаева. Портрет композитора создан скульптором Ю. Л. Черновым. Авторы представили ее в виде стилизованной полуколонны, состоящей из двух частей: верхняя, с вырубленным из серого гранитного блока портретом композитора – является капителью, нижняя часть – основание в виде бронзовой консоли с текстом, под текстом изображение лиры. По своему выразительному художественно-образному решению, профессионально воплощенному в бронзе и граните, мемориальная доска Мусоргскому является одним из лучших примеров произведений малой формы монументального искусства, созданной в конце XX в. в Санкт-Петербурге.

Д. И. Залешина, начальник отдела мемориальной скульптуры,

Е. А. Шишкина, начальник отдела памятников и мемориальных досок

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить