gribo1225 лет назад , 15 января 1795 года родился Александр Сергеевич Грибоедов, современник А.С.Пушкина, многогранная личность, прозаик, драматург, дипломат, поэт, востоковед, композитор, пианист.

Он был блестяще образован, владел французским, немецким, английским, итальянским, латинским, греческим, персидским, арабским и турецким языками. Окончил несколько отделений Московского Университета. После службы в армии поселился в Петербурге, поступил в Коллегию иностранных дел, где  служил  и А.С. Пушкин. В качестве посла был отправлен в Персию, твердо и бескомпромиссно отстаивал интересы России. Трагически погиб 11.02.1829 г. при умышленно спровоцированном нападении толпы фанатиков, тегеранской черни на русскую дипмиссию. А.С.Пушкин писал об этом: «Смерть,  постигшая его посреди смелого неравного  боя, не имела для Грибоедова ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна».

Имя Грибоедова стало  широко известно, как автора комедии «Горе от ума», написанной в 1816-1824 годах и не потерявшей актуальности своей меткостью выражений, глубоким сатирическим подтекстом и в наши дни.

В Музее городской скульптуры, в его коллекциях сохраняется память о Грибоедове. Так при посещении музейного Некрополя XVIII века с особым чувством посетители останавливаются перед оригинальным по своему композиционному решению надгробием ротмистра Кавалергардского полка В.В.Шереметева, скончавшегося от раны, полученной 12.11.1817 года на дуэли с графом А.П.Завадовским из-за балерины Авдотьи Истоминой. Секундантом Шереметева был корнет А.И.Якубович, будущий декабрист. Секундантом Завадовского – А.С.Грибоедов. Эта дуэль получила широкую огласку, как четвертная дуэль, так как, стрелялись не  только Шереметев и Завадский, но и их секунданты. Дуэль секундантов состоялась спустя год, в Тифлиссе, где Грибоедов повстречался с Якубовичем. Дуэль возобновилась, Грибоедов промахнулся, а Якубович прострелил ему левую руку, повредив мизинец. Позже, по этому мизинцу и опознали Грибоедова после трагического тегеранского злодеяния. В качестве извинений за убийство русского посла в Петербург был привезен уникальный алмаз «Шах» весом 90 карат желтого цвета и необычайной прозрачности…

К месту своего последнего назначения полномочным министром-резидентом в Тегеран А.С.Грибоедов отправляется летом 1828 г. из Санкт-Петербурга. На доме №14 по ул. Герцена (сейчас Большая Морская ул), где писатель жил с мая по  июнь 1828 г., до  отъезда, в 1945 г. была установлена мемориальная доска, выполненная архитектором Н.И.Смирновым. Изначально доска была  мраморная, без портрета, только текст: «В этом доме жил Александр Сергеевич Грибоедов в 1828 году. Здесь была последняя квартира Грибоедова в Петербурге». В 1948 году по распоряжению  Комитета  по  делам  искусства был  исполнен проект  новой художественной доски с портретным барельефом, над которым несколько лет работала скульптор  П.С.Кирпичникова. По заказу Музея  городской скульптуры доска была изготовлена из гранита, более долговечного материала.  В 1961 году новая мемориальная доска с бронзовым барельефом писателя, вызолоченным, более лаконичным текстом была установлена на фасаде дома, известном как «Дом с колоннами». В этом доходном доме, принадлежавшем купцу А.И. Косиковскому, в корпусе, выходившем на Большую Морскую, Грибоедов снимает скромную и  просто  обставленную  квартиру – свою последнюю  петербургскую  квартиру. Как свидетельствуют современники, самым богатым украшением жилища был рояль. А.С.Грибоедов был страстным  музыкантом, изучал  теорию  музыки, играл  на  флейте и фортепиано. Его техника игры на фортепьяно вызывала восхищение. Композитор М.И. Глинка назвал  его « очень хорошим музыкантом». Сохранились два мелодичных вальса автором, которых был  сам Грибоедов.

В 1959 году в нашем городе, на  Пионерской площади, перед зданием ТЮЗа им. А.А.Брянцева, открывается памятник А.С.Грибоедову созданный скульптором Всеволодом Всеволодовичем Лишевым, автором памятников Н.А.Некрасову, П.П. Семенову-Тян-Шанскому, М.П.Мусоргскому, Н.Г.Чернышевскому, Н.А. Добролюбову, К.Д.Ушинскому – монументов, в разные годы установленных в городе и входящих в музейную коллекцию. Памятник писателю и дипломату А.С.Грибоедову сооружен на основании Постановления Совета народных Комиссаров СССР 1936 году.

Памятник А.С.Грибоедову изначально был задуман В.В.Лишевым в виде сидящей фигуры. Вся последующая работа шла по линии уточнения и углубления образа, разработки некоторых частных деталей и поисков выразительного и ясного силуэта. И все же, для того, чтобы окончательно выяснить характер будущего  монумента, Лишеву пришлось  предварительно сделать 8 набросков фигуры и три отдельных, тщательно вылепленных головы…» Скульптор пытался обогатить создаваемый образ, стремился запечатлеть на лице писателя сложные переживания, определяющие душевное  состояние  человека. Грибоедов изображен спокойно сидящим в кресле в непринужденной позе. Голова его слегка наклонена вперед. Лицо задумчиво и строго. Плотно сжатые губы оживлены еле заметной иронической улыбкой. Перед нами портрет ироничного, обаятельного, умного человека. Если смотреть на лицо Грибоедова по линии главной оси фигуры, оно привлекает внимание живым, сосредоточенным  взглядом, в котором заметен оттенок беспокойства и даже некоторой грусти. Если  подойти к фигуре с правой стороны, лицо писателя  покажется менее подвижным, но  на  губах более  отчетлива заметна ироническая  улыбка.  Это тот Грибоедов, о котором  декабрист А.А.Бестужев  сказал так: «Он не мог и  не хотел скрывать насмешки над позлащенною и  самодовольной глупостью, ни  презрения к низкой искательности, ни негодования при виде  счастливого порока. Кровь сердца всегда играла у него на лице». В композиции фигуры удачно  найдено положение обеих рук: левая, находящаяся на спинке кресла, выразительна ритмикой свободно опущенной кисти с тонкими пальцами. Правая - спокойно лежит на раскрытой книге, на коленях писателя. Как монументальное произведение фигура Грибоедова рассчитана  на  круговой осмотр с различных точек зрения и расстояний. Ей присущи и черты декоративного искусства, которые ощущаются в несколько удлиненных пропорциях фигуры, в положении его рук, в свободно брошенном на спинку кресла плаще, складки  которого красиво драпируют фигуру сзади.* В 1949 году проект памятника, выполненный В.В.Лишевым, совместно с архитектором В.И.Яковлевым принят к исполнению. Модель скульптуры рекомендована к отливке  в бронзе. В сентябре-ноябре 1950 года фигура отлита на заводе  «Монументскульптура», где хранилась длительное время, так как место установки памятника не  было окончательно определено. Первоначально памятник  предполагалось установить перед зданием театра Ленинского комсомола. В 1956 году решением Ленгорисполкома местом установки памятника выбрана территория бывшего ипподрома перед зданием Театра юного зрителя.

Это незаурядное произведение монументальной скульптуры занимает особое место в коллекции городских  памятников. Государственный музей городской скульптуры следит за сохранностью памятника, проводит регулярные профилактические реставрации, устраняет акты вандализма.

13 января 2020 года в преддверии торжеств, посвященных 225-летию со дня рождения А.С.Грибоедова, специалистами музея проведена текущая реставрация  памятника, в том числе постамент и основания его расчищены от загрязнений, травы, мусора.

 По материалам ГМГС

Старший  научный сотрудник Н.Н.Ефремова.

Начальник отдела памятников и мемориальных досок Е.А.Шишкина

©ГМГС, авторы

Новый выставочный зал