blokada20-3Одним из самых страшных испытаний, выпавших на долю жителей нашего города в трагические дни блокады, были регулярные вражеские артобстрелы. Не только живые люди, но и само городское пространство – дома, улицы, мосты – становилось в блокадные дни жертвой неумолимых снарядов и осколков…

В центре нашего города можно встретить немало молчаливых свидетелей минувшей войны – архитектурных и скульптурных монументов, несущих на себе «шрамы блокады», сохранённые потомками в память о трагических событиях Великой Отечественной.Одним из таких объектов является знаменитый Аничков мост, в северо-западной части которого, на гранитном постаменте статуи укротителя коней, сохранился крупный след от попадания осколков. В 1972 году на этом месте установлен бронзовый мемориальный знак с надписью: «Это следы одного из 148478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду в 1941-44 гг.». Автор памятника – архитектор В. А. Петров, инициатор установки – поэт-фронтовик М. А. Дудин. Ныне данный знак является частью коллекции Государственного музея городской скульптуры.

Боевые «раны» можно увидеть на бронзовых складках мантии Екатерины II – памятника на площади Островского.  Очевидец событий, Лев  Успенский в «Записках старого петербуржца» вспоминает, что жителям блокадного города даже нравилось, что немецкая принцесса, «не спустилась в убежище», а стоит не укрытая и переживает блокаду вместе с ними.  «Она жила вместе с нами. Ведь статуи города живут вместе с ним, во дни торжеств и бед народных!».

Высоко над проезжей частью, как и в годы блокады, словно парят над городом богини Славы - скульптуры - венчающие колонны на Конногвардейском бульваре, установленные в честь побед лейб-гвардии  Конного полка в Отечественной войне 1812 года. В годы Великой  Отечественной войны, в осажденном городе они являлись одним из символов надежды и веры, осеняя своими победными крыльями город и  воинов уходивших  на битву за Ленинград. На прекрасных бронзовых лицах богинь, на крыльях, на гранитных фустах колонн сохранились следы от осколков снаряда разорвавшегося рядом. В последующие годы, во время проведения реставрационных работ на памятнике эти повреждения не были убраны - специалисты музея настояли на музеефикации. Раненые крылья прекрасных богинь – это символ нашей общей памяти о страшном и трагическом для города времени, мужественно и героически пережитого его жителями.

Блокадные артобстрелы оставили свой след и в истории музейного Некрополя мастеров искусств – уникального пантеона деятелей русской художественной культуры XIX – XX веков, расположенного в ансамбле Александро-Невской лавры. 8 апреля 1943 года на территорию некрополя произошло прямое попадание снаряда, которое разрушило надгробие театральной актрисы николаевской эпохи В. Н. Асенковой (восстановлено в 1950-е). Разлетевшиеся от взрыва осколки оставили многочисленные нестираемые шрамы на памятниках поэту Е. А. Баратынскому, артистам Н. О. Дюру, А. Е. Мартынову, В. В. Самойлову и Я. Г. Брянскому, а также на расположенном поблизости фонтане. За годы войны, благодаря принятым мерам по укрытию памятников, ни один из монументов не был разрушен. Город выстоял, спас свои сокровища, но Музею городской скульптуры предстояла еще огромная, растянувшаяся на многие десятилетия работа по реставрации музейных коллекций, созданию новых экспозиций. Музей выжил и выстоял вместе с Городом-героем и продолжает сохранять монументальную летопись Петербурга-Ленинграда.

Об истории бытования петербургских памятников в годы Великой  Отечественной войны, о работе Государственного музея городской  скульптуры по сохранению городских монументов в годы блокады, о послевоенной реставрации … музей расскажет на готовящейся в настоящее время  выставке « Ленинградские монументы помнят…».

© А.Н.Шипунов, методист по  научно-просветительской  работеотдела мемориальной скульптуры

© Е.А.Шишкина, начальник  отдела  памятников  и мемориальных  досок

© ГМГС