butr9Мария Николаевна Бутрова талантливый петербургский график XX столетия: мастер офорта, литографии, монотипии, акварели, иллюстратор. Более пяти десятилетий она  самоотверженно отдала служению искусству.

Ее творчество неизменно обращает на себя внимание чуткого зрителя, вводит его в гармоничный мир человека и природы. В лучших пейзажах, посвященных Северу, Сибири, Дальнему Востоку, древнерусским городам, Прибалтике и Крыму раскрывается истинное мастерство художника, сумевшего сочетать правдивое реалистическое видение и романтическую приподнятость.

Родилась Мария Николаевна 11 марта 1905 г. в Петербурге в семье типографского служащего. В 1920–е годы ей посчастливилось учиться в Училище Штиглица у В.В.Лебедева, а затем в Академии художеств у К.С.Петрова-Водкина. К середине 1930-х годов Бутрова уже сложившийся мастер. Начиная с этого времени она успешно работала в издательствах: Детгиз и Лениздат, в журналах «Еж» и «Чиж». В творческой судьбе, в развитии высокой профессиональной культуры художника, пожалуй, определяющую роль сыграли дружба и товарищеское общение с Н.А.Тырсой, В.Г.Верейским, В.В.Лебедевым В.М.Конашевичем – творческим ядром и своеобразным камертоном Экспериментальной литографской мастерской, в которую М.Н.Бутрова входила с 1936 г.

В годы войны Мария Бутрова разделила все трудности блокады с теми, кто жил и работал в осажденном Ленинграде. Как и многие ленинградцы дежурила в ПВО, тушила зажигалки. С большим воодушевлением она работала над плакатами и знаменитыми листами «Боевого карандаша», вселяя веру в победу мужественных ленинградцев. На исходе первой страшной зимы Мария Николаевна вместе с тяжело больным мужем, художником П.В.Новиковым, эвакуировалась в Москву. Там она продолжала работать в Детгизе и журнале «Мурзилка». После окончания войны М.Н.Бутрова вернулась в свой родной город, но уже одна – мужа не стало в 1943 году.

Еще до войны молодая художница совершила первую поездку в северные районы Сибири, целью которой стал сбор этнографических материалов, зарисовок для подготовки учебников для школ Крайнего Севера. Зародившаяся в то далекое время любовь к суровой, нетронутой северной природе не покидала Марию Николаевну на протяжении всей ее жизни и была воплощена в ее главной теме: «Верховья Енисея», «Вечер в Саянах», «Встреча. Тайга». В этих работах мастер взволнованно и трепетно передает свое впечатление от торжествующей красоты и мощи таежного леса. Осязаемо ощущаешь звенящую тишину, запахи тайги, едкого дыма от костра. Художника восхищали не только загадочная мощь бескрайних таежных лесов, озер и рек, но и своеобразие национального быта, жизненного уклада, людских судеб и характеров народов ханты, манси, эвенков, тувинцев, якутов: «Хантыйская мама»Мария Николаевна была человеком увлеченным, она любила жизнь и была счастливым человеком. Особенно ясно это осознаешь, когда видишь ее светлые мажорные листы «Купальщицы» и «Игра» (Летние радости). Ее юные купальщицы пронизаны солнечным светом, кажется, они сами излучают свет. В этом же эмоциональном ключе исполнена литография «Теннисный матч». С большим мастерством созданы и другие работы из цикла «Спорт». Мария Николаевна чувствует атмосферу корта, игру теннисистов и как тонкий график и как профессионал, она была мастером спорта по теннису.

Всех, кто близко знал Марию Николаевну, неизменно восхищали ее неиссякаемая жизненная энергия, страсть к новым впечатлениям и путешествиям.  В 1975 г. она совершила поездку по своим любимым местам: в низовья Оби: Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск, Тюмень, Тува. И это в свои 70 лет!

Мария Николаевна объездила почти всю страну и свои наиболее яркие впечатления живо и непосредственно воплотила в многочисленных пейзажах. Художника бесконечно привлекала красота и задушевность среднерусского пейзажа с его просторами, ширью полей, необъятными далями и тихими озерами. Ее не могли не восхитить древнерусские церкви и монастыри. Вологодские акварели, исполненные в мягкой пастельной гамме, пронизаны этим острым лирическим чувством. Особой поэтичностью, теплотой и задушевностью веет от таких работ как «Вид с горы Маура» и Кириллов.

Павловск – любимая тема в творчестве М.Бутровой. Пейзажи павловского парка пленяют своим неповторимым очарованием «Павловск. Храм Дружбы», «Зима в Павловске». «Мост. Павловск» – одна из изысканных, поразительных по сдержанности и утонченности колорита акварель, написанная в прозрачных серебристых, голубовато-серых тонах с нежными светло-лиловыми оттенками.

Иным колоритом и эмоциональным звучанием наполнены южные пейзажи «Бахчисарай», «Домик в Гурзуфе». В крымских работах, пожалуй, наиболее полно раскрылось яркое живописное дарование художника, понимание красоты и своеобразия южного  колорита.Встреча с живым, талантливым и искренним творчеством Марии Николаевны Бутровой дарит зрителям радость общения с ее удивительно большим и добрым миром.

Ирина Лермонтова


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О музее