monfer123 января исполняется   230 лет со дня рождения Огюста Монферрана.  Энергичный и талантливый зодчий прибыл в Петербург летом 1816 года.  Создатель проекта Исаакиевского собора и его строитель, был личностью, не только наделенной художественными талантами, выдающейся эрудицией, но и неуемной страстью к техническому новаторству.

Возведение собора стало своеобразной школой строительного искусства, технические находки Монферрана-инженера, позволили осуществить  установку монолитных колонн портиков и возведение барабана купола. Их величина  и своеобразная красота отражены архитектором в серии рисунков, которые затем литографировались. Архитектор Монферран был также выдающимся графиком, умелым живописцем. Монферран прославился не только постройкой грандиозного Исаакиевского собора, сооружением Александровской колонны («8 чуда света») перед Зимним дворцом, созданием колоссального памятника Николаю I, но и работами в жанре мемориального искусства. Об этих произведениях знают немногие, из тех, кто посещает Музей городской скульптуры.

Шестиметровая чугунная колонна за западной стеной старинного некрополя XVIII века видна всем, кто идет с Невского проспекта и вступает под арку Надвратной церкви. Это надгробие знаменитого инженера и учителя Монферрана, «русского испанца» Августина Бетанкура (1758-1824). Августин Бетанкур и Огюст Монферран тесным образом были связаны между собой на протяжении восьми лет – с 1816 года приезда Монферрана в Петербург, по 1824-й – последний год в жизни Бетанкура. Монферран обязан Бетанкуру не только получением наиболее выгодных заказов, но также стремительной карьере в целом.  Этому способствовали занимаемые Бетанкуром высокие должности, авторитет выдающегося инженера, изобретателя и ученого, а также близость его к придворным кругам, и, прежде всего, к императору. После смерти Бетанкура Монферран проектирует и сооружает надгробный памятник своему покровителю и наставнику. Колонна для надгробия была изготовлена на чугунолитейном заводе в Нижнем Новгороде в 1825 г. Купцы пожертвовали свои средства на ее отливку в благодарность за строительство Бетанкуром Гостиного двора Нижегородской ярмарки.

Еще одну из работ Огюста де Монферрана можно увидеть в Благовещенской усыпальнице. Это  настенная бронзовая доска с портретом князя Григория Семеновича Волконского, боевого генерала, сподвижника Румянцева, Суворова и Репнина. Авторство архитектора подтверждается двумя подписными эскизами.  На бронзовой доске снизу слева есть так же подпись мастера Федора Ковшенкова. Считается, что этот мастер исполнил данную работу по проекту О. Монферрана. Настенная композиция напоминает жертвенник с треугольным фронтоном и акротериями, с опущенными факелами на углах. В центре золоченой бронзовой доски  расположено горельефное портретное изображение генерала Г.С. Волконского в русском гвардейском мундире с пышными эполетами и орденской лентой. Пересекающиеся за портретом меч и алебарда оплетены цепью высшего российского ордена Андрея Первозванного, рядом с которым на лентах изображены кресты орденов Св. Анны и Св.Георгия 2-й степени (им князь был награжден в 1791 году вместе с Кутузовым). Княжеский герб древнего рода помещен в тимпане фронтона, внизу - вензель «КГВ», над которым выгравирована эпитафия, представляющая образец риторического искусства. 

И памятник А. А. Бетанкуру, и памятник Г.С. Волконскому, созданные О. Монферраном – яркие свидетельства разносторонности интересов архитектора,  его умения в лаконичной форме отразить заслуги лиц, которым посвящен памятник, использовать различные материалы и приемы декоративного искусства.

Вера Мануртдинова


Новый выставочный зал
О музее
Видеовыставки
Art &English club