ingal729 марта день рождения замечательного скульптора Владимира Иосифовича Ингала (1901-1966). Ему на долю выпало, родившись вместе с веком, пройти через страшные испытания и катаклизмы эпохи.

Будущий скульптор родился в Екатеринодаре (ныне – Краснодар) в далекой от изобразительного искусства семье – отец был известным на Кавказе врачом, а мать преподавала музыку. Затем, перед революцией  семья жила в Москве, позже в Пятигорске. К моменту призыва в армию Владимир Ингал успел поучиться на медицинском факультете, поработать медбратом в госпитале, редактором в различных организациях. Все время параллельно Ингал занимался рисунком и скульптурой. В 1923 году В.А. Ингал учится в Бакинском  политехническом институте на экономическом факультете, при этом посещая занятия Степана Дмитриевича Эрзьи – талантливого скульптора.

Первой заметной работой Ингала, ещё не профессионального скульптора, стал барельефный портрет В.И. Ленина, вырубленный летом 1924 года в мягком песчанике Красных Скал, неподалеку от Кисловодска.  Вдвоем с помощником, будущим известным графиком Рубеном Аркадьевичем Шхияном, молодые авторы за месяц вырубили внушительную по размерам голову вождя, выступающую из массива  красноватого камня. Идея создания такого памятника только что умершему вождю, скорее всего была воспринята у Эрьзи. Известно, что скульптор мечтал о ваянии в горах. В процессе работы портретную скульптуру видели Н.К. Крупская и сестра Ленина М.И. Ульянова, которые тепло отнеслись к первому опыту начинающих скульпторов, но посоветовали учиться дальше. В 1926 г. Ингал уехал в Ленинград и поступил во ЛВХТИ (Академию художеств), учась у мастеров скульптуры Р.Р. Баха, В.В. Лишева, А.Т. Матвеева. В годы учебы в Академии сложился творческий тандем и человеческая дружба со скульптором Вениамином Яковлевичем Боголюбовым (1895-1954) продолжавшиеся всю жизнь. Первая совместная работа — фигура  для памятника Г. К. Орджоникидзе (1935 г.) который предполагалось установить в Москве. Авторы проекта были удостоены Сталинской премии, но памятник так и не был воплощен, а модель передана в Государственный Русский музей. Совместное творчество двух мастеров продолжилось и в других скульптурах. Авторы, делившие одну мастерскую, создали в довоенный период по заказу разных организаций и институтов целый ряд портретных бюстов выдающихся ученых и деятелей мировой науки, памятники советским политическим деятелям. После войны В.И. Ингал, вернулся из Ташкента, где с 1942 г. он находился в эвакуации. С 1949 г.  до последних дней преподавал в ЛВХПУ им. В.Мухиной. В разные годы у него учились такие скульпторы, как М.П. Щеглов, А.И. Хаустов, автор статуи играющего на дудочке мальчика для надгробия композитора А.С. Даргомыжского в Некрополе Мастеров искусств,  и другие.

В послевоенные годы творческим содружеством Ингала-Боголюбова были созданы несколько монументальных произведений для нашего города, некоторые сохранились до наших дней. В 1949 г. был установлен памятник В.И. Ленину в Риге, а в 1950 г. на въезде в город с Киевского шоссе у Средней Рогатки, установлена его отливка. Напротив располагался и памятник И.В. Сталину тех же авторов, демонтированный после 1953 г. В связи с реконструкцией площади перед строительством комплекса памятника «Героическим защитникам Ленинграда», монумент В.И. Ленина перенесён в Зеленогорск и открыт на новом месте  в 1969 г.

Замечательный, выразительный памятник Н. А Римскому-Корсакову работы Боголюбова и Ингала установлен в 1952 году на Театральной площади. Ещё в 1944 г. в связи со 100-летием со дня рождения композитора СНК СССР принял постановление о сооружении памятника в Ленинграде. Скульптура работы В.Я. Боголюбова и В.И. Ингала отлита в 1950 г. на заводе «Монументскульптура». Памятник-бюст В.И. Ленина работы В.И. Ингала установили в саду Смольного в 1949 г., но затем, в 1957 г. из-за перепланировки территории перенесли на улицу Ленина, в сквер на пересечении с Большим проспектом Петроградской стороны. На этой улице находилась одна из конспиративных квартир вождя, ставшая мемориальным музеем.

В свете поменявшегося политического строя ясно, почему не все работы В.И. Ингала дошли до нашего времени, и вызывает сожаление, что сейчас они подвергаются разного рода атакам современных вандалов-нигилистов. Памятник понятие внеполитическое, вневременное, память и памятники необходимо сохранять для будущих поколений.

По материалам архива ГМГС

Екатерина Шудрова - ст.научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок

О музее