antropov125 марта 2016 года исполнилось 300 лет со дня рождения одного из самых известных русских художников XVIII века Алексея Петровича Антропова (1716-1795).





antropov3Антропов творил в то время, когда русская светская живопись, давшая на старте своего развития в первой трети XVIII века блестящих художников – Ивана Никитина и Андрея Матвеева, чье мастерство в короткий срок сравнялось с актуальными западноевропейскими мастерами, сделала ощутимый шаг назад. Художники середины века, в том числе Антропов, в отличие от своих старших собратьев, не имели возможности изучать свое ремесло за границей. Практика пенсионерских поездок петровского времени прекратилась, и русским мастерам пришлось учиться, следуя традициям старой русской живописи. Единственной живой связью с общеевропейским художественным процессом были иностранные художники, приглашаемые в Петербург к императорскому двору. В середине XVIII века, в царствование Елизаветы, в Западной Европе, а прежде всего во Франции и Италии, в искусстве главенствовал стиль рококо. Однако, работы приезжавших в Россию мастеров рокайля – Гроота, Токе, Ротари – были целомудреннее его самого яркого представителя – Буше. Русские художники этого времени состояли на казенной службе при разных ведомствах: при Адмиралтейств-коллегии, Конюшенной и Придворной конторе. Антропов же работал в «живописной команде» Канцелярии от строений, под началом ученика Матвеева – Ивана Вишнякова. От художников требовалась универсальность и умение создавать всё своими руками: от росписи стен и декораций до икон. Однако, из всего, что было создано за то время, сохранились только портреты, ряд которых полон обаятельных контрастов между «старым» и «новым»: на одном полотне может уживаться архаическая плоскостность и застылость фигур, с одной стороны, и объемная лепка лиц, с другой.

Тем не менее, образы, запечатленные на лучших из дошедших до нашего времени портретах, увлекают и убеждают. У Антропова честное отношение к модели (вспомните парадный портрет императора Петра III) – важнейшая особенность творческого метода, в мастерстве же с ним мог соперничать в России в то время только один художник – Иван Аргунов. По словам их современника, академика Якоба фон Штелина, портреты «атамана казацкого Краснощекова» и «грузинского царя Теймураза Николаевича «могли бы сделать честь Антропову и вне России…».И. И. Шувалов планировал пригласить Антропова преподавать в готовящуюся к открытию Академию художеств, но вместо этого он занял должность главного художника Синода. К этому времени относятся его известные портреты священнослужителей, среди которых наиболее впечатляет своим реализмом портрет архиепископа Сильвестра Кулябки. С 1765 года и до конца дней Антропов обучал молодых живописцев в своей частной школе. Среди его учеников двое вошли в историю русского искусства – Дмитрий Левицкий и Петр Дрождин. Последний и написал портрет учителя, в котором изобразил его с сыном у портрета жены, установленного на мольберте.

antropov2На надгробной плите Антропова в Некрополе XVIII века вырублена надпись: «В надежде вокресения погребен на месте сем рабъ Божий коллежский ассессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов родился 1716 года марта 14 дня, скончался 1795 года июня 12 дня жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней@/

Дарья Залешина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О музее