lenin422 апреля 2016 года исполняется 146 лет со дня рождения В. И. Ленина. Но в этом году мы отмечаем и юбилей: 90 лет первым бронзовым изваяниям революционера, появившимся на улицах Ленинграда.

Конкурс проектов на  первый памятник вождю в городе на Неве объявила Академия Художеств 17 апреля 1924 году. «Памятник должен увековечить тот момент, когда В. И. Ленин тотчас же по приезде в Россию… сойдя с поезда на броневой автомобиль, произнес речь к рабочим».  Его итогом стала масштабная выставка, представившая более 60 моделей, эскизов и рисунков.  Несмотря на то, что из этого многообразия были выбраны победители и распределены награды (победил проект под девизом «Салют»), экспертная комиссия вынесла довольно неожиданный вердикт: ни одна из представленных работ не подходит для намеченной цели. Поскольку конкурс не дал результата, решено было нового не объявлять. Постановлением специальной комиссии от 25 августа 1925 г. разработка проекта была поручена архитекторам В. А. Щуко (создателю Пропилей Смольного), и его соавтору В. Г. Гельфрейху. По их инициативе к творческому коллективу присоединился С. А. Евсеев, скульптор-бутафор Государственных академических театров.

Торжественное открытие монумента состоялось 7 ноября 1926 г. Но почетное звание «первого в Ленинграде» досталось другому памятнику В. И. Ленину. Трудящиеся Невского завода за счет собственных средств установили памятник «любимому  вождю и учителю рабочего класса»: Ленин  действительно не раз выступал с лекциями перед коллективом завода. Работу над образом революционера делегаты доверили В. Я. Харламову – одному из первых скульпторов, представивших широкой публике портрет вождя Революции. Автор не только создал скульптуру, но и разработал проект постамента и оформления сквера вокруг памятника на Шлиссельбургском шоссе (ныне – проспект Обуховской обороны).Два памятника очень непохожи друг на друга: Ленин Харламова – человек повседневного героизма, его жесты, выражение лица лишено того пафоса, которым обычно наделена советская монументальная скульптура. Автор старался максимально отразить то «обаяние личности Ильича», о котором неоднократно говорили современники. «Отсутствие внешнего, показного блеска было отличительной чертой Владимира Ильича», писал Г. М. Кржижановский. Одетый в мешковатый костюм, сжимающий в руках толстую рабочую тетрадь, учитель обращается к внимающей аудитории.Памятник у Финляндского вокзала, напротив, стал точкой отсчета для той монументальной «Ленинианы», которая вскоре охватила все советские республики. Возвышенность образа, патетика жеста впервые представили В. И. Ленина как культовую личность, трибуна и вождя,  символ Революции. Немало внимания уделено и его костюму: Евсеев, проявив свой талант театрального художника, представил Ленина настоящим щёголем. Каждый предмет одежды, каждая деталь, от обуви до пуговиц жилета, выполнена со всей тщательностью.

После окончания Великой Отечественной войны памятник был перенесен  от старого здания вокзала на набережную. Он стал центром новой, грандиозной площади, ее доминантой. Подобно Медному всаднику, памятник обращен лицом к Неве.Государственный музей городской скульптуры бережно сохраняет уникальные памятники В. И. Ленину, проводит реставрацию и регулярный текущий уход. В «городскую» коллекцию музея вошли не, тиражированные, «дежурные» копийные изображения вождя, а полноценные произведения монументального искусства, яркие и запоминающиеся образы. Их создатели стремились донести до широких масс конкретные, портретные черты незаурядной человеческой личности.  Эти общепризнанные художественные произведения уже давно стали частью классического Петербурга, главного нашего достояния. Остаётся только надеяться, что важность сохранения памятников прошлого, вне зависимости от политической ситуации в стране и мире, станет очевидна для каждого жителя нашего города.

Елена Жарова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О музее