fmd211 ноября 2016 г. исполняется 195 лет со дня рождения гения мировой литературы Федора Михайловича Достоевского (1821–1881). Надгробный памятник великому писателю является одним из наиболее известных в Некрополе мастеров искусств.

У его подножия круглый год можно встретить живые цветы, приносимые посетителями музея; нередки и другие «знаки», оставляемые неравнодушными: записки, рисунки, небольшие сувениры. Многие приходят в музейный некрополь специально ради того, чтобы постоять у этого памятника, поразмышлять о своем в уединении, смотря на «строгие и вместе с тем добрые черты лица Федора Михайловича» (из газеты 1880-х гг.), безукоризненно точно запечатленные в бронзовом бюсте работы скульптора Н. А. Лаверецкого.

Этот бюст Достоевского стал первым монументальным воплощением образа писателя. Вырисовываясь на фоне массивной гранитной стелы, увенчанной крестом с терновым венцом, он убедительно рисует сложный и мучительный процесс мысли великого творца, не оставляя сомнений в достоверности внешнего облика. Но художественный образ всего памятника не исчерпывается тщательностью исполнения бюста и портретным сходством. Надгробие создавалось по специальной программе, его концепция исходила из определенной идеи – создать памятник, в котором была бы выражена та сторона личности Федора Михайловича, что была связана с проповедью христианской веры, пронизывающей всё его творчество. Условия конкурса на лучший проект были следующими. «В проекте должен быть сохранен скромный характер христианского памятника, увенчивающегося непременно древнерусским осьмиконечным крестом. Ничего слишком тяжелого или вычурного не должно быть, так как ко всему подобному покойный постоянно относился неодобрительно.

В состав памятника должен входить бюст Ф. М. Достоевского, а на откосах подножия должны быть высечены те изречения из Св. Писания, которые служили эпиграфом для различных произведений покойного».На постаменте надгробия Достоевского, действительно, был вырублен евангельский текст, который послужил эпиграфом к роману «Братья Карамазовы», последнему крупному произведению писателя, содержащему в себе все итоговые размышления Достоевского о человеке и о мире.  «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Эти слова Иоанна Богослова – о том, что смерть, отречение от земного ведет к возрождению и обновлению и может принести пользу всему человечеству. В этом же ключе следует трактовать символическую деталь, дополняющую изображение писателя: две книги на постаменте бюста – не указание на профессиональную деятельность, но напоминание о Ветхом и Новом Завете. Помещенный же на стеле выше терновый венок – символ страдания, ассоциировавшийся в представлении современников с жизнью и творчеством Федора Михайловича. Надгробный памятник Достоевскому в Некрополе мастеров искусств интересен прежде всего как дань уважения и благодарности людей своему гениальному соотечественнику.

Дарья Залешина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О музее