kvar1В марте 2017 года мы вспоминаем Джакомо Кваренги – знаменитого архитектора, творившего в Петербурге на рубеже XVIII-XIX вв. Как и многие иностранные мастера он когда-то приехал в Россию за выгодным заказом, но обрел здесь всемирную славу.

Возведенные им здания уже более 200 лет украшают наш город, своими ясными и гармоничными формами напоминая о золотом времени русской архитектуры – эпохе классицизма.

Прибыв в Россию, он стал придворным архитектором императрицы Екатерины II, в котором она сразу увидела человека, близкого ей по духу и способного как никто другой воплотить ее грандиозный замысел по превращению Петербурга в блистательный европейский город. Мечтам этим были полностью созвучны проекты Кваренги: величественные здания, отличающиеся сдержанным благородством форм и вызывающие ощущение торжественного спокойствия. «У меня так много работы, что я едва нахожу время есть и спать», -- писал он своему другу. Среди возводимых Кваренги зданий, по его словам, «… нет ни одного, которое не требовало бы для этого всего человека». Несомненно, своим «строгим, стройным видом» Петербург во многом обязан этому архитектору. Среди его творений: Академия наук, Смольный институт (ныне – резиденция губернатора Санкт-Петербурга), Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж (Центральный выставочный зал «Манеж»), Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (Финансово-экономический университет). Перед зданием последнего в 1967 г., к 150-летию со дня смерти Кваренги ему был поставлен небольшой памятник в виде бронзового бюста-гермы на постаменте из серого гранита по проекту скульптора Л. К. Лазарева и архитектора М. Н. Мейселя.

В том же юбилейном году произошло еще одно важное событие, касающееся увековечивания памяти выдающегося зодчего. Благодаря стараниям историков, археологов и антропологов была найдена его давно затерянная могила на Волковском лютеранском кладбище. Еще в 1865 г. архитектор академик В. И. Жибер сообщал Академии Художеств, что могила Кваренги пришла в полное запустение, и кладбищенское начальство предполагает уничтожить памятник и продать место под новое захоронение. Академия собиралась организовать подписку по сбору средств на ремонт памятника, но ничего не было сделано. Место продали под новое захоронение, а старое надгробие оказалось утраченным. Предпринятое архивное и археологическое исследование позволило определить место, где был похоронен архитектор. Его прах перенесли в музейный Некрополь XVIII века, где через несколько лет был установлен памятник в виде усеченной каннелированной колонны из белого мрамора с вазой-светильником. По своей форме он является типичным произведением мемориальной архитектуры 1-й трети XIX в., органично вошедшим в сложившийся вокруг ансамбль памятников блестящим архитекторам того времени, среди которых А. Д. Захаров, Ж.-Ф. Тома де Томон, А. Н. Воронихин и К. Росси. По соседству с памятником-бюстом последнему на Манежной площади к 300-летию Петербурга в 2003 г. был поставлен аналогичный памятник и Кваренги (скульптор В. Э. Горевой, архитектор В. В. Попов).

В коллекции Государственного музея городской скульптуры также есть и памятники, спроектированные самим Кваренги (автор обоих – скульптор И. П. Мартос) – надгробие первого министра финансов А. И. Васильева в виде мраморного саркофага с аллегорическими рельефами в Некрополе XVIII века и капелла со скульптурным надгробием воспитателя будущего императора Павла I Н. И. Панина в Благовещенской усыпальнице. Авторство архитектора по отношению к первому произведению предполагается на основании аналогии с выполненным им надгробным памятником адмиралу С. К. Грейгу в Домском соборе в Таллинне. Что же касается памятника Н. И. Панину, то пристроенный в юго-западной части усыпальницы архитектурный объем, отделанный цветными мраморами и украшенный пилястрами, может считаться его работой на основании обнаруженного в архиве письма архитектора Луиджи Маркези с перечислением работ Кваренги, среди которых указана некая «погребальная часовня» в Благовещенской усыпальнице.

Дарья Залешина

Комментарии  

 
+1 #1 Алексей 18.03.2017 00:25
Интересно, а почему не могут произвести такие же архивные работы и определить могилу другого великого ровесника Кваренги-художника Левицкого на Смоленском кладбище?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новый выставочный зал
О музее
Видеовыставки
Art &English club