asenk122 апреля 2017 г. исполняется 200 лет со дня рождения легендарной актрисы русского театра Варвары Николаевны Асенковой. Ее недолгая, но яркая жизнь оставила после себя множество неясностей и загадок.



asenk2Сквозь туман далекого прошлого непросто разглядеть облик той, чьим очарованием был охвачен Петербург на протяжении шести лет, которые судьба отвела ей на подмостках императорской сцены.

Варвара Николаевна была дочерью актрисы и офицера Семеновского полка, живших без венчания. В возрасте одиннадацати лет поступила в Петербургское театральное училище, но не окончила его, а сценическому мастерству была обучена выдающимся артистом того времени Иваном Ивановичем Сосницким. На его бенефисе 21 января 1835 г. шестнадцатилетняя Асенкова успешно дебютировала в двух французских водевилях. Через год она была принята в труппу Александринского театра. В репертуаре Асенковой было много травестийных ролей (например, Керубино в «Женитьбе Фигаро»), но также ей удавались и значительные драматические роли: она играла Офелию в «Гамлете», Евгению Гранде в «Дочери скупого»; была первой исполнительницей ролей Марьи Антоновны в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и Софьи в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Ее талант и внешний облик были объектом восторженного изумления любителей театра. «Всё чудно в ней…!» -- писал поэт Н. А. Некрасов, посвятивший актрисе стихи «Офелия» и «Памяти Асенковой». Слава не вскружила юной актрисе голову, а сплетни завистников словно подстегивали ее на еще более усердную работу. За два месяца до своей скоротечной смерти от чахотки она оставила сцену.

Всё было в ней: душа, талант и красота;

И скрылось всё от нас, как светлая мечта.

Эта  стихотворная эпитафия неизвестного автора вырублена на надгробном памятнике Асенковой в музейном Некрополе мастеров искусств. Памятник был сооружен по рисунку ее учителя И. И. Сосницкого, на средства, собранные многочисленными почитателями. Установленный на нем бюст работы Ивана Петровича Витали (1794–1855), автора скульптурного убранства Исаакиевского собора, был бронзовым, но в 1943 г. в результате прямого попадания снаряда он был полностью разрушен; сохранился лишь подлинный постамент с упомянутыми стихами, на который в 1955 г. установили копию, но уже мраморную, выполненную  по гипсовому отливу мастером Д. А. Спришиным.Бюст Асенковой – одна из лучших портретных работ Витали и его единственное произведение в жанре мемориального портрета. Скульптору удалось передать удивительную теплоту характеристики и ту поэтическую прелесть образа, которая запечатлелась в умах и сердцах современников актрисы.

Дарья Залешина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О музее