jubil1Уважаемые друзья!

В этом году Государственному музею городской скульптуры исполняется 85 лет. В связи с этой датой мы открываем серию публикаций, посвященных истории создания каждой из экспозиций нашего музея.

Датой основания Музея городской скульптуры является 28 июля 1932 г., когда по постановлению Президиума Ленсовета старейшая часть основанного в 1714 г. Петром I некрополя Александро-Невской лавры – Лазаревское кладбище – получило музейный статус. Был создан первый в стране Музей-Некрополь, основа будущего Музея городской скульптуры.

Но обратимся к предыстории. История музейного Некрополя связана с легендарным Обществом изучения, популяризации и художественной охраны Старого Петербурга и его окрестностей (сокращенно – общество «Старый Петербург»), возникшим в 1921 г. Среди основателей этого общества были такие знатоки петербургской культуры, как А. Н. Бенуа, В. Я. Курбатов, П. Н. Столпянский. Одной из задач, поставленных обществом «Старый Петербург», было изучение и сохранение «первоклассных скульптурных произведений», находящихся на кладбищах города.

В 1922 г. Обществом было начато научное исследование Лазаревского кладбища. Этот некрополь называли «исключительным собранием художественных памятников с уже готовым музеем надгробной скульптуры», но, к сожалению, уникальное историческое и художественное значение его памятников не осознавалось в то время, когда в Лавре происходили регулярные погребения. Еще в 1907 г. на страницах журнала «Старые годы» один из первых исследователей отечественной скульптуры барон Николай Николаевич Врангель (1880—1915) печально восклицал: «Запущенные, забытые памятники петербургских кладбищ доживают свои последние дни, и если теперь же о них не вспомнят, то через несколько лет все то немногое, что осталось от красивого прошлого нашей жизни, все это будет одним воспоминанием…».

jubil2В тяжелейших условиях послереволюционного времени общество «Старый Петербург» взяло эту территорию под охрану. Были составлены описания, обмеры, проводилась фотофиксация памятников, началась их реставрация. Первыми памятниками, отреставрированными в те годы стали надгробие Е. Я. Державиной, любимой супруги великого русского поэта XVIII века Г. Р. Державина, воспевшего ее как «Плениру», и надгробие камердинера Екатерины II А. С. Попова (1781 г.), считающееся самым ранним скульптурным надгробием, появившимся в Некрополе. В реставрационных работах принимали участие такие известные мастера, как Л. А. Дитрих, Е. И. Катонин, В. В. Козлов, И. В. Крестовский.  В результате археологических раскопок были найдены десятки надгробных плит 1-й половины XVIII века, в том числе и древнейшие из сохранившихся надгробных памятников Петербурга – плиты приближенных Петра I И. И. и Д. Г. Ржевских (1710-1720-е гг.).

Лишь через десять лет после начала этой беспрецедентной работы, в 1932 г. уникальный заповедник официально стал музеем, к нему было присоединено Тихвинское кладбище, а также две лаврские усыпальницы – Благовещенская и Лазаревская. Первым хранителем музея стал один из участников Общества, профессиональный фотограф Николай Викторович Успенский (1885-1947), чья подвижническая деятельность и позволила сохранить ценнейшую коллекцию мемориального искусства в трудные послереволюционные годы. По его словам, «эти памятники всегда привлекали внимание публики и ими не только любовались, но даже восхищались. В них видели нечто необычное среди наших православных кладбищ, и от них веяло чем-то далеким, таинственным и сумрачным по настроению… Нельзя отнять присутствия в них какой-то торжественности и величавости, а это … принимали за красоту, а потому и отдавали им дань своего восторга».

jubil3До самой войны посещение некрополя было возможно только в составе организованных групп. Посетившая некрополь в 1934 г. группа литераторов, среди которых были С. Я. Маршак, М. М. Зощенко, Ю. Н. Тынянов и О. Д. Форш обратились с письмом к А. М. Горькому, охарактеризовав увиденное, как «исключительный художественный и историко-бытовой памятник, ярко отразивший в себе не только блестящую эпоху великих мастеров скульптуры, но и всё двухвековое существование царского Петербурга». Действия Горького в ответ на это письмо способствовали созданию полноценной экспозиции.С 1935 г. Лазаревское кладбище стало называться Некрополем XVIII века, а Тихвинское – Некрополем мастеров искусств (официально открыт в 1937 г.). В 1939 г. они стали частью Музея городской скульптуры, в коллекцию которого были включены наиболее значимые памятники и мемориальные доски города.

Дарья Залешина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новый выставочный зал
О музее
Видеовыставки
Art &English club