batu1Каждому знакома строфа: «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…». Имя её автора, замечательного поэта Константина Николаевича Батюшкова занимает своё достойное место в истории российской словесности, несмотря на короткую творческую жизнь поэта.

К.Н. Батюшков – поэт, прозаик, литературный и художественный критик, переводчик, член литературного кружка «Арзамас», почетный член Вольного общества любителей российской словесности» родился 18 (29) мая 1787 года в дворянской семье. После ранней смерти матери мальчика отправили в петербургский пансион под опеку двоюродного дяди, поэта М.Н. Муравьева, которому Батюшков был обязан глубоким интересом к античности и итальянской литературе, потребностью в постоянной духовной работе над собой. Под влиянием этого близкого человека сформировались литературные вкусы Батюшкова, сложилась его достаточно романтическая «философия жизни», которая заметно изменилась после участия молодого человека в заграничных военных действиях 1807, 1808-1809 и 1813-14 гг. в составе ополчения. Несмотря на свою возвышенную натуру и, казалось бы, оторванность от реальной жизни, Батюшков показал себя с лучшей стороны и был неоднократно награждён за «отличную храбрость». После пережитого, тон его ранних поэтических творений сменился с пассеистического на более мрачный, полный разочарования. В разные годы жизни друзьями и близкими по духу людьми, образовавшими «свой круг» были Н. Гнедич, И. Пнин, В. Жуковский, П. Вяземский, В. Пушкин, Н. Карамзин.

Батюшков был известен не только как поэт, его проза также высоко оценивалась современниками. Большое внимание К.Н. Батюшков уделял и теоретическим проблемам словесности, в частности, мы обязаны Батюшкову появлением в русском языке таких словесных оборотов, как «чёрный человек», «железный век», «славянофил». По словам критиков, основным достоинством произведений Батюшкова стал «чистый, образный и яркий язык», совершенство стихотворных форм, «чистота и правильность языка», выдержанный художественный стиль. Батюшков упорно работал над каждым словом, исправляя написанное, но при этом старался сохранить искренность, избегал любой надуманности и натянутости. Пушкин называл поэта своим учителем и вдохновлялся его творчеством, особо выделяя ранний период. Батюшков был не только «предтечей Пушкина», как сказал о нём критик В.Г. Белинский, но и оказал влияние на всю последующую русскую литературу, его традиция присутствует в лирике Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других русских поэтов.

Инициатором появления в нашем городе памятного знака в виде мемориальной доски, отмечающей место, где жил К.Н. Батюшков, стало Ленинградское отделение Литфонда СССР. Только через 14 лет после решения об установке доски поэту она появилась на фасаде дома 25 по набережной Фонтанки. Торжественное открытие, приуроченное к 29 мая, дню рождения Батюшкова, состоялось в Санкт-Петербурге в 2001 году.

Доска выполнена по проекту двух авторов: замечательного ленинградского художника, архитектора Владимира Сергеевича Васильковского и талантливого современного скульптора Владимира Эмильевича Горевого. Бронзовая отливка с накладным профильным портретом поэта и литерами, укреплена на гранитной полированной плите. Романтический образ Поэта с развевающимися кудрями весьма убедителен. Гармоничной, деликатной и классически выверенной выглядит шрифтовая композиция – несомненная заслуга В.С. Васильковского и Т.Н. Милорадович, его супруги и постоянного соавтора в творческом тандеме. Мемориальная доска К.Н. Батюшкову стала достойной страницей в пластической летописи литературного Петербурга и ярким экспонатом коллекции Государственного музея городской скульптуры.

По материалам архива ГМГС

Е.В.Шудрова, старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок.

Новый выставочный зал
О музее
Видеовыставки
Art &English club

plan