petrus6Петру I - первому Императору Всероссийскому, реформатору, победителю и основателю Санкт-Петербурга в этом году исполняется 345 лет.

На протяжении  трех сотен лет  ко Дню рождению  Петра Великого и Дню  города  Санкт-Петербурга, основателем которого он является, устанавливаются памятники и монументы. Первый памятник Петру I, открытый 7 августа 1782 года -  всемирно известный  Медный всадник - это не только  первый скульптурный памятник в Санкт-Петербурге, но и России – непревзойденный шедевр монументального искусства и гениальности инженерной мысли.

Подарок  Императрицы Екатерины II  своему  великому  предшественнику.  Скульптору Э.М.Фальконе, автору памятника, удалось создать Великий памятник - великому человеку, памятник-символ города, памятник на все времена. Портрет Петра I исполнила ученица Фальконе М.-А Колло. Многочисленные вариации с работы М.-А. Колло впоследствии использовались и используются скульпторами для создания памятников царю, как и  вариации с портрета скульптора Б.К.Растрелли, выполненного  для памятника Петру I перед Михайловским замком.

Лучшие памятники города, созданные в конце XVIII - начале XIX вв. входят в музейную коллекцию Государственного музея городской скульптуры. С конца XX века установка новых памятников Петру I в основном  приурочена  к юбилейным датам, так например, большое количество открыто в 2003 г., в год празднования 300-летия Санкт-Петербурга и преподнесены как подарки, многие из которых воссозданы на основе исторических материалов об утраченных в разные годы монументов. К ним относятся такие  памятники как:  «Царь-плотник» (ск. Бернштам Л.А., арх. Романовский Ф.К., 1996 г.) на Адмиралтейской наб., Петру I (ск. Антокольский М.М., арх. Воронова В.Н., 2003 г.) перед Сампсониевским собором, бюст Петру I от благодарных Охтян (ск. Обухов В.И., арх. Пивторак А.И., Горобцова Е.Ю., 2003 г.) на Большеохтинском пр., конная памятник в Стрельне ( ск. Шмидт-Кассель Г., 2003 г.), Петру I в Сестрорецке (ск. Сазонов В.В., арх. Даянов Р.М. 2014 г.). Истории воссозданных памятников  похожи. В основном сразу после  революции многие памятниками были сняты  большевиками  под предлогом  «незначительной художественной ценности»,  так  например, поступили  с Царем-плотником на Адмиралтейской набережной, подлинный памятник 1909 г. был  отправлен на переплавку,  в 1996 г. Санкт-Петербург  получил в подарок от Королевства Нидерланды копию памятника, другой  «Царь-плотник» из Сестрорецка, тоже выполненный скульптором Л. А. Бернштамом, был утрачен во время наводнения в 1924 г. Вновь установленный в 2014 г. памятник не является точным повторением - это современная вариация скульптора  Сазонова на тему утраченного.  По-новому выполнен постамент, имеются изменения в детализации скульптуры, пластической трактовке драпировок. Памятник сооружен в честь  празднования 300-летия  города Сестрорецка, дар от жителей. Из довольно  однообразных образных решений Петра I, основанных на  работах  М.А.Колло или Б.К. Расстрелли,  выделяется  памятник  известного  ленинградского  художника и скульптора М.М.Шемякина, установленный на территории  Петропавловской крепости.  Скульптор подарил  его в 1991 г. накануне возращения городу имени – Санкт-Петербург. При создании портрета Шемякин использовал подлинную восковую маску с лица Петра I,  так называемую  «Восковую персону».

Еще при жизни императора Б.К. Растрелли сделал слепок с его головы из воска, а после кончины  измерил и пропорции тела. «Восковая персона» - практически точное изображение Петра I (хранится в Государственном Эрмитаже). Шемякин, создавая памятник, повторил позу и композицию Растреллиевской Восковой персоны, но намеренно увеличил пропорции. Сидящая в большом бронзовом кресле с подлокотниками, непропорционально длинная фигура, воспринимается  противоречиво,  сложный, далекий от прототипов образ, заставляющий задуматься о трагической истории города и страны.

 Всем подаркам нашлось место в городе, даже  14- метровому памятнику – дару скульптора З.К.Церетели  к 300-летию Санкт-Петербурга от города Москвы. Почти  2 года решался вопрос о месте установки памятника. Сам скульптор  хотел видеть  своё произведение в историческом  центре города . После долгих споров  и  опросов  жителей города был найден вариант размещения в новом районе– Приморском, на площади перед  гостиницей  «Прибалтийская».  Памятник стоит так, как будто был на этом месте всегда.Оценивая, открытые за последнее время памятники Петру I, можно  отметить, что портретное сходство  в них есть, но  в основном  искусство на этом и заканчивается. Истории бытования многих памятников  порой намного интереснее  их художественного  воплощения. И если бы в Санкт- Петербурге было бы всего два  монумента - Медный всадник Э.М.Фальконе и Расстрелиевский Петр I у Михайловского  замка, этого было бы  достаточно, чтобы слава о Великом Императоре Петре I сохранилась бы в веках.

Е.А.Шишкина

Начальник отдела памятников и мемориальных досок

Фото из архива ГМГС

Новый выставочный зал
О музее
Видеовыставки
Art &English club

plan