pamp1-1Выставка с таким названием, посвящённая 60- летию со дня открытия памятника А.С. Пушкину работы скульптора М.К. Аникушина на площади Искусств, открывается 21 июня в 15.00 в Экспозиционно-выставочном зале Государственного музея городской скульптуры (вход из Некрополя Мастеров искусств).



Камерная экспозиция из фондов музея отражает ряд этапов многолетнего пути создания памятника – от замысла к воплощению. В 1937 году проводился первый тур Всесоюзного конкурса на лучший проект памятника А.С. Пушкину в Ленинграде, приуроченый к 100 - летию гибели поэта. Местом для установки памятника выбрана Биржевая площадь на Васильевском острове. И, хотя в конкурсе приняли участие известные художники, ни один из проектов не был  рекомендован к реализации. Великая Отечественная война прервала творческие поиски в создании проектов.В 1948-1949 годах состоялись новые послевоенные туры конкурса. Место установки памятника изменили, избрав для этого площадь Искусств, бывшую Михайловскую. С 1949 года в конкурсном состязании принял участие наряду с опытными  мастерами молодой скульптор, выпускник института им. Репина, М.К. Аникушин.

В 1950 году проект М.К. Аникушина и архитектора В.А. Петрова официально принят для создания памятника. Последующие годы посвящены  вдохновенной работе над монументом, стремлению добиваться предельной выразительности портрета, жеста руки. Не менее напряженной была работа над постаментом: поиск формы, гармонии с фигурой, размеров, соотношений частей, пропорций. Верным соавтором, коллегой, единомышленником стал архитектор В.А. Петров.Скульптура отлита из бронзы на заводе «Монументскульптура», гранит для постамента доставлен из карьера «Кузнечное». 19 июня 1957 года в 17-00 памятник был торжественно открыт, состоялся многолюдный митинг.

Новый памятник сразу полюбился горожанам. Общим было впечатление гармонии и органичности, словно памятник всегда стоял на площади Искусств. Он становится одной из «визитных карточек» Ленинграда. И через десятки лет не утрачена особая эмоциональность, взволнованность восприятия этого памятника. Памятник Пушкину «Навсегда стремителен и молод…»! На выставке представлены произведения из фондов музея, иллюстрирующие как этапы создания памятника, так и историю его бытования.

Экспонируются конкурсные проекты памятника и скульптурные модели фигуры поэта, созданные не только М.К. Аникушиным, но и его творческим соперником – Н.В. Томским. Современный зритель имеет редкую возможность сравнить эти проекты. Графические произведения, созданные известными мастерами, отражают авторские впечатления от нового памятника, его образного решения. В офорте С.Н. Спицына особое внимание уделено фигуре поэта, его выразительному жесту.  А.И. Шураев тонко передаёт гармонию «соединения» скульптурного монумента с окружающей природой. Пушкин у В.С. Васильковского далёк от привычных канонов: акварель художника «На фоне Пушкина снимается семейство» полна юмора и лиризма, точно подмеченных деталей.

Несомненный интерес представляют фотооткрытки - самые ранние из них с видами Русского музея и Михайловской площади датируются началом XX века. С конца 1950-х годов Аникушинский памятник Пушкину, наряду с Медным всадником, Ростральными колоннами, конями Клодта на Аничковом мосту и другими, становится одной из «визитных карточек» Ленинграда, излюбленным объектом для фотографов, сюжетом фотооткрыток. Привлекают внимание работы ленинградских фотохудожников, отпечатанные в виде открыток нестандартного формата и художественно выполненные в разных техниках рельефные открытки. Изданные в 1937 году в виде открыток портретные изображения А.С. Пушкина, дают возможность выявить портретную достоверность в созданном скульптурном образе поэта. 

Архивные фотографии 1940-1950-х годов, документы, газетные материалы, отражающие эпизоды создания памятника стали основой для видео-презентации, некоторые из них размещены в витринах.

Новый выставочный зал
О музее
Видеовыставки
Art &English club