petipa111 марта 2018 г. исполняется 200 лет со дня рождения легендарного хореографа, которого называют величайшим из творцов классического балета.

Представитель артистической династии французского происхождения, с 1847 г. работавший в России, в 1869–1910 гг. он был главным балетмейстером петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, в т. ч. «Спящая красавица» на музыку П. И. Чайковского (1889 г.) и «Раймонда» на музыку А. К. Глазунова (1898 г.). Удивительно, но свои самые совершенные произведения он создал уже в последние годы своей жизни. По воспоминаниям педагогов балетного училища, это был маленький, хрупкий, немного согбенный, но всегда элегантный старичок с аккуратно подстриженной раздвоенной бородкой и золотым пенсне на кончике носа, за 60 с лишним лет в Петербурге так и не научившийся правильно говорить по-русски.

Последние годы своей жизни Мариус Петипа по несколько месяцев подряд жил в Крыму. Там в 1910 г., в Гурзуфе в возрасте 92 лет он и умер. О месте своего упокоения он позаботился еще при жизни, купив для себя место на Волковском лютеранском кладбище. К тому времени там уже существовал фамильный склеп Петипа, в котором были похоронены его родные: отец Жан Антуан Петипа, брат Жан Клод Тонер Петипа и дочь Евгения. На могиле балетмейстера был поставлен небольшой мраморный крест с надписью «Marius Petipa – 1 июля 1910 г.»

Известные события 1917 г. и последующих лет привели к тому, что на кладбищах города приобрело невиданный ранее размах разорение и мародерство. Ценные мраморные памятники разбивались с целью утилизации для особого нового типа надгробий – «раковинок», а бронзовые и медные детали выламывались, оставляя памятники с щелями, способствующими их дальнейшему разрушению. Такая же печальная судьба не миновала и Волковское лютеранское кладбище, где семейное место Петипа пришло в полное запустение. Однако, этому разрушению, стиранию исторической памяти сопротивлялись лучшие представители интеллигенции, создавшие общество «Старый Петербург» и на собственные средства обследовавшие старинные кладбища города. Так появились предпосылки к организации первого в стране Музея-Некрополя, получившего официальный статус в 1932 г. Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры, которое называли «исключительным собранием высокохудожественных памятников с уже готовым музеем надгробной скульптуры» получило название «Некрополь XVIII века» и, наряду с соседним Тихвинским кладбищем, на месте которого был создан Некрополь мастеров искусств, вошло в состав образованного в 1939 г. Музея городской скульптуры. В оба музейных некрополя переносились с целью сохранения прах и памятники видных деятелей искусства с других кладбищ города.В Европе традиция переноса праха выдающихся деятелей науки, культуры и искусства в общенациональный Пантеон была к тому времени не нова. Так, на территорию основанного в начале XIX в. парижского кладбища Пер Лашез были перенесены останки Абеляра и Элоизы, Мольера, Лафонтена и Бомарше. Можно вспомнить и участок композиторов на Центральном кладбище Вены, где в непосредственной близости расположены кенотаф Моцарта, надгробия Глюка, Бетховена, Шуберта и Брамса.

Перезахоронение праха Петипа в Некрополь мастеров искусств было осуществлено по решению властей в 1948 г. Здесь еще изначально были похоронены многие деятели музыкальный культуры, чьи имена навеки связаны с Петипа. Среди них Петр Ильич Чайковский и Антон Степанович Аренский. Позже, в 1970-х гг. в Некрополь из Франции был перезахоронен Александр Константинович Глазунов.Место, выбранное для Петипа на Главной аллее неподалеку от памятников артистам театра и балета, первоначально было отмечено земляным холмиком. В 1955 г., когда пришла плановая очередь художественного оформления этого места, установки надгробия, то первоначальная идея о лаконичном архитектурном надгробии быстро сменилась идеей о том, что может быть установлен памятник со скульптурным портретом, если последний будет предоставлен. Музей обратился к проживаюшей в Москве дочери Петипа Вере Мариусовне с вопросом, не располагает ли она или члены ее семьи каким-нибудь скульптурным портретом балетмейстера. То же обращение поступило и в Ленинградское хореографическое училище, и в Московский театральный музей.

Поиски не увенчались успехом, и в итоге в 1958 г. была установлена только небольшая мраморная плита, с бытовавшей в то время ошибочной датой рождения Петипа «1822».Через 30 лет, в 1988 г., когда была открыта настоящая дата рождения Петипа, плита была заменена существующим памятником, выполненным в характере исторических памятников эпохи классицизма. Это гранитная полуколонна на постаменте, увенчанная мраморной вазой-светильником. На мраморной доске, укрепленной на постаменте, вырублена лаконичная надпись с новой датой рождения, принятой в последних вышедших на тот момент энциклопедических справочниках: Мариус Иванович / Петипа / балетмейстер / 1818 – 1910Скромный и изящный, памятник был создан усилиями Музея городской скульптуры. Типологически его конструкция воспроизводит распространенные формы надгробных памятников конца XVIII – начала XIX вв., времени расцвета искусства художественного надгробия. Тогда в мемориальном искусстве главенствовал стиль классицизм, ориентацией для которого были античные образцы. Родом из античности и принятая в мемориальном искусстве символика, содержащаяся в памятнике Петипа: срезанная колонна – символ прерванной жизни и ваза-светильник, с вырывающимся из нее языком пламени – символ добродетельной души, возносящейся к небесам.

Строгий и ясный облик памятника, его лаконичный архитектурный образ весьма созвучен творчеству самого Петипа. К его балетным постановкам, характеризующимся точной выверенностью и стройностью, простотой и грациозностью применимы понятия «классический», «академический». Таков и памятник – гармоничный и благородный, понимающийся как элегическое обращение к давно ушедшему, но обаятельному времени. Он оказался органично связан с архитектурным ансамблем Некрополя, уникальном музейном заповеднике, где среди памятников выдающимся деятелям культуры XIX – начала XX вв., как нигде еще, можно почувствовать вдохновляющую связь времен.

Дарья Залешина

О музее