amg22Фигура Максима Горького, Алексея Максимовича Горького (Пешкова), масштаб его незаурядной личности не нуждаются в их подтверждении. Каждый из школьной программы знает об этом писателе и его всемирно известной литературной деятельности, отмеченной хотя бы пятикратным  выдвижением на Нобелевскую премию. 

До сих пор на мировых сценах ставятся пьесы Горького «Мать» и «На дне». В России XXI века поменялись многие знаки и полюса, они перепутались и стали указывать в противоположном прежнему направлении. Но ни роль, ни значение Горького в отечественной культуре, на наш взгляд не требуют доказательств. Особенно важна его общественная деятельность, его человеческие качества в сложное переломное время. С 1916 го по 1922 годы Горький, по его собственным словам, не написал ни строчки художественных произведений. Благодаря характеру и принципиальности, Горькому удавалось находить силы и средства, спасать сотни людей от необоснованных арестов, «выбивать» пайки голодающим, «доставать» лекарства, устраивать нуждающихся в больницы.

Значительными его шагами по сохранению русской литературы и науки стали работа в «Комиссии по делам искусств» и принятые меры к буквальному сохранению жизней писателей в голодающем Петрограде, организация Дома искусств – ДИСКа; работа в «Комиссии по улучшению быта учёных» а следом и организация Дома учёных. Также, вспомним Горького, как основателя трёх крупных издательств, идейного вдохновителя создания нового театра, будущего БДТ с выдвинутым им лозунгом «Героическому народу – героический театр!» получившем воплощение в репертуаре. И в судьбе нашего музея внимание и деятельное участие Максима Горького сыграли заметную роль.

В 1932 году постановлением Президиума Ленсовета на территории Тихвинского кладбища должен быть организован «музей надгробных памятников». Несколько лет музей существовал только на бумаге, без финансирования, на одном энтузиазме Николая Викторовича Успенского, активного участника общества «Старый Петербург» и первого директора Музея городской скульптуры. Сдвинуть «с мёртвой точки» дело организации музея помог визит группы ленинградских писателей в Некрополь. Н.В. Успенский настолько поразил литераторов своими знаниями, эрудицией, был настолько искренне озабочен разрушением городских некрополей и памятников, что вдохновлённые этим рассказом писатели осенью 1934 года обратились с письмом к Горькому, попросив своим авторитетным заключением поддержать «музей – самородок». Известно, что А.М. Горький откликнулся на письмо, следствием чего стало, в свою очередь, обращение Горького к А.А. Жданову, влиятельному партийному деятелю и 1-му секретарю Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), за помощью в организации музея. С 1935 года наступила активная фаза формирования, а в 1939 году музей создан официально.

В нашем городе Горький жил в доме 23 по Кронверкскому проспекту с 1914 года. В послереволюционный период в этой квартире ежедневно находились посетители, со своими бедами и невзгодами. Здесь, по воспоминаниям Владислава Ходасевича, у Горького «просили заступничества за арестованных, через него добывали пайки, квартиры, одежду, лекарства, жиры, железнодорожные билеты, командировки, табак, писчую бумагу, чернила, вставные зубы для стариков и молоко для новорожденных…».

Осенью 1931 года писатель последний раз побывал в Ленинграде. После смерти А.М. Горького в 1936 году, в квартире оставались жить его близкие. В 1941 году один из них, Е.Г. Кякшт, обратился с письмом в органы власти, предлагая открыть музей-квартиру Максима Горького, а на фасаде здания поместить мемориальную доску: «Первоначальная инициатива установки доски была высказана в письме от 4.02.1941 г. жильцом дома №23 по Кронверкскому проспекту на имя председателя Ленгорисполкома Попкова. Идея встретила поддержку Управления по делам Искусств. Доска не была осуществлена из-за начавшейся войны. В 1946 году архитектор Н.И. Смирнов в соответствии с Решением Совета Министров СССР и Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся исполнил проект доски…». Музей в квартире писателя так и не появился, но мемориальная доска до сих пор напоминает нам об этом выдающемся человеке.

История появления ленинградского памятника Горькому началась в 1936 году, когда «в день похорон великого советского писателя А.М. Горького» правительством СССР объявлено намерение установить памятники М. Горькому в Москве, Ленинграде и Горьком. Одно из условий конкурса на памятник предлагало «показать нашего великого писателя, всецело связанного с нашей революцией». Результатом первого тура, прошедшего в 1939 году, стал установленный в Москве в 1951-м году памятник писателю работы скульпторов И. Д. Шадра и В. И. Мухиной. В ленинградском конкурсе 1947 года участвовала скульптор Вера Васильевна Исаева (1898-1960). Созданный ею образ вполне соответствовал выдвинутым условиям: автор передавала идею революционного порыва с помощью «хорошо найденного силуэта энергичной фигуры» и подчеркнула костюмом – в модели за спиной Горького развевалась пелерина. Впоследствии модель стала академичнее, что было благосклонно встречено комиссией, несмотря на прозвучавшие замечания о сходстве с московским монументом. После ряда критических поправок Исаева переработала проект, изменив костюм, убрав трость, отказалась от прежней оригинальной трактовки. Соавтором скульптора В.В. Исаевой в работе над этим памятником стал архитектор Евгений Адольфович Левинсон, автор постамента и архитектурно-планировочного решения. По проекту, по четырём граням постамента располагались бронзовые рельефы, «отображающие движение народов за мир, одним из самых деятельных участников которого был Горький». В итоге, когда от рельефов отказались, на гладком постаменте осталась лаконичная надпись – выполненное в бронзе факсимиле писателя.

После двух послевоенных туров конкурса на памятник, после ряда изменений, рекомендованных членами конкурсной комиссии, наконец принято решение об установке монумента. 17 декабря 1952 года опубликовано решение Исполкома Ленгорсовета о сооружении памятника М. Горькому в Ленинграде и утверждено место установки – в сквере на углу пр. Максима Горького и Кировского (ныне Кронверкского и Каменноостровского), у станции метро «Горьковская», открытой в 1963 году. Памятник обращен лицом к началу проспекта, к Неве. До установки монумента на этом месте находился розарий.В конце зимы 1960 года В.В. Исаева, уже тяжело больной, поручила выполнение скульптуры «в размере» своему коллеге, скульптору Михаилу Рувимовичу Габе. Он исполнил модель в натуральную величину, установленную затем на месте будущего памятника. Это делалось для того, чтобы убедиться в правильности выбранных пропорций и точности в выборе места. Торжественное открытие памятника приурочили к празднованию столетия со дня рождения А.М. Горького, 28 марта 1968 года. Эта дата широко праздновалась «во всесоюзном масштабе»: открывались музеи, театры, клубы, дома культуры «имени Горького», выпускались книги, фильмы, открытки. Появились и памятники писателю. Тысячи ленинградцев пришли на церемонию открытия памятника А.М. Горькому на одноимённом проспекте. Выступивший на митинге поэт Михаил Дудин сказал, что Горький - человек, «необходимый для всех времён» и «Горьковское столетие это путь от лаптя до космоса». Несмотря на ряд изменений, внесённых в проект после смерти автора В.В. Исаевой, памятник М. Горькому стал одной из лучших её монументальных работ, и одним из лучших советских монументов, «вписавшихся» в образную ткань города.

Летом прошлого года в Москве вновь установлен снятый в 2005 году памятник Горькому – тот самый, с которым сравнивали работу В.В. Исаевой. Прекрасно, что московский памятник вернулся на историческое место, и остаётся надеяться, что в нашей стране наконец перестанут сносить (а потом восстанавливать памятники). Памятник - от слова «память», а память о выдающихся людях и событиях позволяет донести до будущих поколений «культурный код» своего времени.Мемориальная доска и памятник М. Горькому включены в состав Музейного фонда РФ и являются экспонатами нашего музея.

Е.В. Шудрова, старший научный сотрудник Отдела памятников и мемориальных досок
 

По материалам научного архива СПб ГБУК «Государственный музей городской скульптуры».


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О музее