isaeva13Вера Васильевна Исаева, выдающийся советский скульптор-монументалист и мастер станковых работ, родилась 29 марта (10 апреля) 1898 года в Кронштадте, в семье врача-микробиолога Василия Исаевича Исаева.

Это был известнейший подвижник медицины, прежде всего эпидемиологии. Именно Исаев предложил хлорирование водопроводной воды, что спасло множество жизней, и не только в России. Его заботами Кронштадтский морской госпиталь, где трудился В.И. Исаев, стал образцовым медицинским учреждением, применявшим самые передовые методы и открытия. Современники – коллеги, военные, простые жители отзывались о докторе Исаеве как о прекрасном человеке, труженике, невероятно увлечённом своим делом. Наверняка, именно пример отца повлиял на характер талантливой девочки. После смерти В.И. Исаева в 1911 году, семья переезжает в Петербург, а в 1915 году Вера начинает заниматься в школе при Обществе поощрения художеств. Позднее, после окончания Гражданской войны, Вера Исаева учится в бывшем училище Штиглица, и поступает в Академию Художеств. При этом девушка подрабатывала, преподавая рисунок, черчение и лепку. Несмотря на то, что в Академии учителями Веры Исаевой были такие мастера, как А.Т. Матвеев, Л.В. Шервуд, М.Г. Манизер, она говорила, что «…самая серьёзная работа над собой началась по окончании Академии. Увлеченная творческими задачами, работала я очень много». Молодого скульптора Веру Исаеву интересовал образ «гражданина нового государства», современника. Её творческий метод состоял в наблюдении за реальным человеком и воплощением увиденного средствами пластики. Скульптор «поняла необходимость работать всё время, каждую минуту наблюдая натуру. Не на станке, а в жизни, в полном и свободном движении. Это и на всю жизнь стало основным методом моей работы».

Она была (и всегда оставалась) скульптором-реалистом. Исключение составили отдельные станковые работы военного времени, носящие остро-сатирический характер. Например, в ГМГС хранятся гипсовые работы 1941 года «Гитлер на осле» и «Вандал XX века». Этапом в творческой жизни В. Исаевой-монументалиста стало приглашение в 1941 году в бригаду заслуженного скульптора Н.В. Томского, для создания агитационно-скульптурных рельефов, своеобразных плакатов, исполненных в пластике. Они предназначались для наглядной агитации в осаждённом городе, и устанавливались на улицах, в витринах магазинов. Вера Васильевна приняла участие в создании двух из них: «На защиту Ленинграда» и «К оружию». Поражают размеры этих гипсовых рельефов – 20 и 12 кв.м. Три человека, на детских санках несколько дней возили и монтировали эти рельефы в самые суровые морозные декабрьские дни первой блокадной зимы. Затем, весной 1942 года Исаева отправляется в партизанскую бригаду, откуда привозит в Ленинград множество рисунков, набросков и создаёт ряд замечательных станковых скульптур, портретов. Исаеву восхищали героические характеры, с присущей им «резкостью и энергией».

Полная ежедневного драматизма, стоицизма и настоящего подвига жизнь в осаждённом городе и партизанском отряде воплотилась в поиски образа, который смог бы передать мысли и чувства автора, его отношение к войне, прославить защитников Родины.И таким этапным произведением в творчестве В.В. Исаевой стал монумент на Пискарёвском мемориальном кладбище, ставший своеобразной квинтэссенцией «военной темы» скульптора. На этом кладбище погребены свыше пятисот тысяч мирных жителей и воинов, погибших в годы блокады. В.В Исаева, участница обороны Ленинграда, испытавшая все невыносимые муки голода и холода, но при этом трудившаяся не покладая рук, как никто могла создать образ Родины-Матери. Работа началась с конкурса на памятник, состоявшегося в феврале 1945 года, ещё до окончания войны. К 1948 году в проекте появляется центральная скульптура, монументальный образ «Родина-Мать», созданный Исаевой. По эскизам, хранящимся в ГМГС, можно проследить путь, по которому шла скульптор - от реалистических портретных бюстов и фигур 1944 года к обобщённому величественному образу Родины-Матери, воплощённому в памятнике Героическим защитникам Ленинграда, открытом на Пискарёвском мемориальном кладбище 9 мая 1960 года. Вера Васильевна не дожила нескольких дней до открытия мемориала.

Ещё одной крупной и значимой для отечественного искусства работой Исаевой стал памятник А.М. Горькому, 50 лет назад открытый в Ленинграде, на пересечении проспектов Кирова и Максима Горького. История создания этого монумента опубликована на нашем сайте чуть раньше: «К 150-летию А.М. Горького. 50 лет памятнику на Каменноостровском проспекте.»

В Петербургской «городской» коллекции мемориальных досок есть и доска В.В. Исаевой, установленная в 1995 году на улице Подковырова, д.25. В этом доме Вера Васильевна прожила более сорока лет. Авторы мемориальной доски архитектор С.П. Одновалов и скульптор А.Н. Черницкий, использовавший для создания портретного образа Исаевой её немногочисленные фотографии. На самых известных фото она всегда коротко, по-мужски подстрижена и одета в пиджак с галстуком. Такой Исаеву и изобразил скульптор на гранитном барельефном портрете. Этот материал наиболее подходит для воплощения образа такой личности, какой была скульптор Вера Васильевна Исаева, которую восхищали героические характеры, с присущей им «гранитной» твёрдостью. Она и сама была такой, явив собой редкий пример женщины скульптора-монументалиста, мастера-творца, героини - в прямом смысле слова - всю жизнь посвятившей искусству ваяния, и оставившей после себя добрую память и замечательные памятники.

Е.В. Шудрова, ст научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок. 

По материалам научного архива СПб ГБУК «Государственный музей городской скульптуры» и электронных сетевых ресурсов.

О музее