riga1Рига 2018

Собор Св.Петра

Красота, гармония, поэзия Петербурга, его рек, каналов, набережных, мостов, садов, площадей, дворцов, памятников особо пронзительно проявляется в пору белых ночей.

На выставке «Белые ночи» в соборе Св. Петра представлены графические произведения конца XVIII – XX столетий, запечатлевшие блистательный облик северной столицы.


Перед нами предстает строгий и величественный, документально точный и поэтичный образ Петербурга в это волшебное время года.

Выдающиеся монументы русской воинской славе нашли яркое отражение в выразительных и филигранных офортах Н. Плахова «Памятник А. В. Суворову» и И. Колпакова «Обелиск «Румянцова победам». Из наиболее ранних и редких в коллекции музея гравюр следует выделить офорты 1770 года, изображающие уникальную доставку и обработку «Гром-камня», послужившего постаментом знаменитому Медному всаднику. Эти великолепные резцовые гравюры, созданные Я. Шлеем по оригиналам Ю. Фельтена, большим мастерством передают грандиозность замысла Э. Фальконе.

Высокая художественность, тонкий лиризм отличает литографии из альбомаА. Плюшара «Новая коллекция из 42 видов Санкт-Петербурга» 1826 года.  Для этой удивительно цельной графической сюиты художники исполнили более десятка листов с изображением панорамных видов Петербурга: «Большая Нева», «Биржа», «Академия художеств» со стороны Невы, «Памятник Петру I» на Сенатской площади, Невский проспект с Казанским собором, Летний сад, Адмиралтейство.

Одно из центральных мест в русской видовой литографии принадлежит «Панораме Невского проспекта». Известную акварель В. Садовникова литографировали однофамильцы И. и П. Ивановы. В 1830 году увидела свет первая ее часть – теневая, нечетная сторона Невского проспекта с Аничковым дворцом, Александринским театром, Казанским собором. Исторический экскурс в один из заповедных уголков Петербурга можно совершить, рассматривая лист середины XIX века французского художника                 А. Дюрана «Вид на Ал.-Невскую лавру». На литографии запечатлены Благовещенская усыпальница, деревянный мост через реку Монастырку.

Особый интерес представляют листы из альбома О. Монферрана «План и детали памятника, посвященного памяти императора Александра» (1836). Французские художники Л. Бишебуа, А. Байо. Л. Сабатье и другие по оригиналам  Монферрана создали литографии, изображающие все этапы создания монумента, начиная от вырубки гранитного монолита в карьере Пютерлакс до его грандиозной установки на Дворцовой площади. В соборе Св. Петра можно увидеть две литографии из этого альбома: «Подъем колонны» и «Вид платформы и расположенных на ней войск во время подъема колонны».

Признанному мастеру гравюры на дереве А. Остроумовой-Лебедевой принадлежит одна из лучших серий  начала ХХ века «Петербург», Цветные ксилографии из этой сюиты – «Нева сквозь колонны Биржи» и «Перспектива Невы» – как нельзя лучше передают величие и пронзительную поэзию этого удивительного города.

Большой любовью и тонким поэтическим чувством проникнуты произведения современных художников, изображающих Петербург в белые ночи. Торжествененным и таинствененным он предстает в короткие июньские ночи на цветной литографии Е. Померанцевой «На Неве. Белая ночь» с панорамным видом на Стрелку Васильевского острова с Ростральными колоннами, Адмиралтейство, Исаакиевский собор.Столь же притягательны невские набережные в линогравюрах В. Смирнова «У Академии художеств», «Пушкинская площадь» с Дворцовым мостом. Неожиданный ракурс, динамичная композиция отличает офорт Ю. Тризны «Когда разводятся мосты», где крупным планом дан фрагмент Ростральной колонны с фигурой крылатой наяды на фоне разведенного Дворцового моста. Смелой фантазией, яркостью колорита, свободой композиции отличается цветная монотипия Ю. Тризны «Н. Гумилев. Фолиантная скрипка», изображающая Дворцовую площадь. Изысканностью, утонченностью, очарованием, магией белых ночей веет от гравюры «Нева» из серии «Белая ночь» Л. Кульшарова, исполненной в технике меццо-тинто.

Поэзией дышат задумчивые берега реки Мойки в офортах В. Верещагина и В. Жилкина с ажурными мостами и классицистически строгими зданиями на ее набережных. Зыбкое, трудно уловимое, сумеречное состояние белой ночи прекрасно передано в офортах Ф. Васильевой «Капелла», «Мойка». Особая атмосфера Крюкова канала, столь любимого многими художниками, выразительно передана и в панорамной цветной линогравюре Ю. Разинкова «Вид на Никольский собор» и ксилографии Н. Сердюкова «Крюков канал». Подкупающе искренни и лиричны листы М. Успенского, запечатлевшие Невский проспект белой ночью. Многоплановость и символизм отличает цветной офорт  Ю. Люкшина «Набережная» из серии «Мой город». Столь же символичен лист Н. Домашенко «Посещение», отражающий встречу у Петропавловской крепости художника с одним из самых петербургских гоголевских героев – Носом майора Ковалева. Большой интерес вызывают филигранные цветные офорты А. Москвичева «Поцелуев мост» и «Горбатый мостик» со стилизованными петербургскими зданиями, мостами в окружении персонажей в костюмах конца XVIII века.

Графические произведения художников, представленные на этой выставке, дают зрителю возможность увидеть красоту, очарование, гармонию Петербурга, почувствовать «самую душу этого пленительно-неповторимого города» в пору загадочных белых ночей.

Ирина Лермонтова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О музее