botkin7110 лет назад, 25 мая 1908 г. у здания Михайловской клинической больницы баронета Я. Виллие (сейчас Военно-медицинская Академия им. С.М.Кирова) был открыт памятник выдающемуся русскому врачу, терапевту, общественному деятелю  Сергею Петровичу Боткину (1832-1889).

Памятник установлен перед главным входом в здание клиники Военно-медицинской Академии, кафедру военно-полевой хирургии и факультетской терапии, которую с 1881 по 1889 годы возглавлял С.П.Боткин. «На невысоком мраморном пьедестале / в статье из  журнала «Русское слово» от  27 мая 1908 г. допущена  ошибка - постамент выполнен не из мрамора, а из гранита. - Прим. автора/, лицом к клинике, стоит несколько грузная фигура Боткина одетого в сюртук. Он только что выслушал больного и, склонив голову, задумался над диагнозом. В заложенных назад руках держит он стетоскоп, которым только что выслушивал. По словам лиц, знавших Боткина, сходство поразительное. На пьедестале надпись золотыми буквами: «Профессор Сергей Петрович Боткин. 1832–1889» Памятник безвозмездно выполнил профессор Беклемишев. Сооружение обошлось в 7 1/2 тыс. рублей, собранных среди учеников и почитателей Боткина».

Автор памятника профессор Академии Художеств Владимир Александрович Беклемишев (1861–1919) — один из крупнейших и наиболее востребованных скульпторов своего времени, автор многочисленных   портретов   современников: физика Н. Н. Бекетова (1894), художников А. А. Риццони (1902) и В. Е. Маковского (1906), музыкантов М. П. Беляева (1903), В. И. Сафонова (1910), актера В. Н. Давыдова (1916), бюста П.И.Чайковского, памятника А. С. Грибоедову для русского посольства в Тегеране (1904) и Ермаку в Новочеркасске (1908). Автор надгробия певца Ф. И. Стравинского (1908) и бронзового бюста А. И. Куинджи (1914) в Некрополе мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры. В 1899 он участвовал в конкурсе на памятник Александру III для СПб. Скульптурный портрет С.П.Боткина выполнен в реалистической манере, в традициях академической школы, отличается некой  повествовательностью, тщательной проработкой формы, плавностью линий, несёт в себе не только черты внешнего сходства, но передает свойства характера выдающегося  врача – основательность, вдумчивость, уверенность. Скульптура была готова за два года до открытия памятника. Отливка статуи произведена на бронзолитейном заводе А. Морана.

Исторические события, начавшиеся с октябрьского переворота 1917-го г.,  негативно не повлияли на судьбу памятника перед Академией. В 1926 г. на территории инфекционной больницы – «боткинских  бараков», основанной С.П.Боткиным, устанавили еще один памятник - бюст врачу, выполненный скульптором И.Я.Гинцбургом в 1896 г. для надгробного памятника на Новодевичьем кладбище.  С 1939 г. года памятник С.П.Боткину (ск. В.А.Беклемишев, 1908, бронза, гранит) входит в уникальную коллекцию «Памятники города»  Музея  городской скульптуры. Со времени установки памятник не менял своего местоположения. В архиве Музея городской  скульптуры сохранились  документы 1949 г., о том, что к 1951 году командованием Военной Академии был намечен перенос расположенных на территории Академии монументальных сооружений: памятника Я. Виллие, фонтана «Гигея» и памятника С.П.Боткина, а также  установка перед главным входом памятника С.М.Кирова. В результате   перестановки памятник С.П.Боткину переносился на место фонтана, на  бульвар по Боткинской улице, лицом к городу. В отношении памятника С.П. Боткина проект Академии реализован не был.

Существует городская легенда о расположении памятника спиной к улице и городу: после смерти Боткина городские власти долгое время не могли определиться, где установить памятник. Для того чтобы решить проблему, они решили посоветоваться с вдовой Боткина - Екатериной  Алексеевной Оболенской (1850—1929) и на вопрос: «Где, по вашему мнению, следует установить памятник Сергею Петровичу? Где достойное для него место?», она ответила, - «На Исаакиевской площади!» -  «Но позвольте, это место уже занято» -  «Тогда у Академии, - ответила вдова, - но, спиной к городу!»

Еще одна легенда-традиция: курсанты Военно-медицинской академии, каждый год в ночь перед выпуском и по другим поводам «полируют» Боткину бронзовую трубку - стетоскоп, пуговицы, а в последнее время  и носки сапог, расчищая бронзу до золотистого цвета, тем самым, уничтожая защитный слой патины, нарушая естественный процесс ее образования. Чтобы восстановить состояние бронзовой поверхности необходимо проведение масштабных реставрационных работ, которые уже осуществлялись Музеем неоднократно.

В коллекции музея находятся две мемориальные доски, посвященные С.П.Боткину. Одна из них установлена  на фасаде здания по  Боткинской  ул., 20, напротив памятника, в 1957 г. Мраморная доска выполнена архитектором М.Ф.Егоровым. Текст: «Здесь с 1861 г.  по 1889 г. работал выдающийся русский ученый в области медицины Сергей Петрович Боткин». Другая,  установлена на здании № 77 по Галерной  улице (быв. Красная  ул.) в 1958 г. Выполнена из гранита архитектором Л.В.Робачевским. Текст: « Здесь с 1878 г. по 1889 г. жил и работал во славу отечественной медицины Сергей Петрович Боткин».

В музейном Некрополе мастеров искусств находится надгробный памятник сыну С. П. Боткина-зятю коллекционера П. М. Третьякова – Сергею Сергеевичу Боткину (1859-1910). Известный медик, профессор Военно-Медицинской Академии, специалист в области инфекционной медицины, он также был известен как коллекционер, знаток искусства. Он собирал произведения русской живописи и графики, был близок к кругу художников «Мир искусства». Авторами проекта надгробного памятника деятелю медицины в 1913 г. выступили участники этого объединения – художник А. Н. Бенуа и архитектор Н. Е. Лансере. Исполнителями работ стали скульптор В. В. Кузнецов и мастер Г. А. Веберг. Строгий гранитный жертвенник из гранатового гнейса, с помещенной в нишу чашей со змеей – эмблемой медицины, увенчанный классической урной с ниспадающим покрывалом, в кованой чугунной ограде строгого рисунка с традиционными в мемориальном искусстве символами – венками и опущенными факелами – замечательный образец тонкой стилизации и один из немногих сохранившихся мемориальных памятников русского неоклассицизма начала XX в.

По  материалам  архива отдела памятников и мемориальных досокСПб ГБУК «Государственного музея городской скульптуры»

Е.А.Шишкина,  начальник отдела памятников и мемориальных досок, Д.И.Залешина, начальник отдела мемориальной  скульптуры

О музее