turg18-2С приближением годовщины смерти Тургенева поднялся вопрос о надгробном камне. 7 (19) ноября 1883 года на заседании Литературного фонда была избрана комиссия для устройства надгробного памятника Тургеневу.





turg18-4В неё вошли: А.А. Краевский, Д.В. Григорович, Н.С. Таганцев, М.М. Стасюлевич и В.П. Гаевский (1).М.М. Антокольский 4 (16) января, 1884 г. он писал В.В. Стасову: «я слышал недавно, что собирают на надгробный памятник Тургеневу. Идею памятника один остроумно придумал, и все остальные одобрили. Памятник должен изображать простую мраморную плиту с надписью «Тургенев». Если это правда, то можете передать самому председателю Григоровичу, что это так просто, так просто, что дикие варвары не могли бы проще придумать, а еще заботятся о сохранении искусства!»(2)

Сходного мнения придерживался и А.П. Боголюбов. 8 (20) января, 1884 г. он писал Я.П. Полонскому: «Слухи ходят, что идет сбор на надгробную плиту и решетку в Петербурге с надписью «Тургенев» и ничего более. Положим, что простота - дело хорошее, но, кажется, что-нибудь высокохудожественное на могиле Ивана Сергеевича не умалило <бы> силы простоты: можно быть скромным и в тонком изяществе, что вовсе не помешает будущему парадному памятнику. Ведь все могилы великих людей не покрыты только плитой, но где только можно, то в нынешний художественный век везде принято делать вековые работы мастеров, а не каменотеса Баранова, да решетчика Сидорова, или хуже. Если у вас думают, что это вопрос денежный, то очень ошибаются — я знаю здесь много французов, поклонников таланта Тургенева, которые сейчас же дадут их, ибо Иван Сергеевич — не только русский, но и европеец! … Впрочем, это только мое личное соображение, да частью здешних художников, а у вас другие воззрения на Волково кладбище и на народ, который надо останавливать, по-моему, силою впечатления наглядного, чтобы он спросил: кто здесь лежит, пока не научился читать и знать Пушкиных и Тургеневых.»(3)16 (28) июня 1884 г. памятник был освящен.(4) В 25 номере «Нивы» от 23 июня (5 июля) 1884 г. сообщалось об открытии памятника на могиле И.С. Тургенева, заметку сопровождала гравюра М. Рашевского с рисунка, датированного 31 мая (12 июня) 1884 года, авторства П. Гнедича, с изображение надгробной плиты.

Однако вопрос о надгробии не был решен окончательно. Исполнение бюста писателя было возложено на Ж. А. Полонскую, супругу поэта Я.П. Полонского, одаренную художницу и скульптора, друга И.С. Тургенева. Она дала слово вылепить его портрет еще при жизни писателя. Тяжелая утрата большого друга дала импульс удвоенной энергии с которой Полонская работала над бюстом и уже в августе 1884 г. он был представлен на суд Комиссии по установлению памятника на могиле Тургенева. Бюст был признан удачным и имеющим большое сходство с Тургеневым. 4 (16) февраля 1885 г., т.е. через полтора года после смерти писателя, Д.В. Григорович В.П. Гаевскому: «Дорогой мой друг Виктор Павлович, напоминаю вам, что в понедельник в 3 часа мы собираемся для окончания дела по надгробному памятнику Тургенева» (5). После окончательного заседания Комиссии в конце февраля 1885 г. заказ на повторение бюста был дан Ж.А. Полонской.

22 августа (3 сентября) 1885 г. состоялось освящение памятника. В этот день В.П. Гаевский записывает в своем дневнике: «В день смерти Тургенева происходило открытие его бюста на могиле. Собралось человек сто и после обедни и панихиды в приделе большой церкви, отправились на его могилу. Бронзовый бюст, вылепленный Ж.А. Полонской и отлитый Мораном, поставлен возле могилы посередине отгороженного места. После литии во время которой начался дождь, холст был сдернут и представилась величественная фигура Тургенева. Бюст довольно удачен, сходство большое, а это – главное, но лепка не художественна и не без шаржа: велик нос и слишком пушиста борода. На открытии были: Таганцев с женой и дочерью, Пыпин с дочерью, Полонская со всеми тремя детьми, Мордовцев, Бильбасов, Г. Градовский, Максимов, Горбунов, Данилевский, Леской, Лейкин, Кобеко, Полетика, Бертенсон (Краевский болен, а Григорович и Стасюлевич в отсутствии). Какой-то господин прочитал плохие стихи…, а Полетика, по обыкновению, сказал речь и довольно удачно. Он указал на влияние Тургенева на общественное самосознание и кончил желанием, чтобы мы скорее увидели его памятники на площадях русских городов. Наше поколение, конечно, этого не увидит. В толпе многие сетовали на бестактность и глупость Стасюлевича, который в тургеневской ограде схоронил Кавелина. Справедливо замечая, что Кавелин (6) достоин собственной могилы и памятника, а теперь он очутился приживалкой у Тургенева» (7).

«Сходство бюста замечательное. Что же касается до художественной отделки деталей головы, выражения глаз и проч., то в этом отношении работа г-жи Полонской свидетельствует о таланте и артистической свободе автора, сумевшего вдохнуть жизнь в черты изображенного ею лица покойного гениального писателя»(8),  -  писал журнал «Исторический вестник», освещая открытие памятника.Ж. А. Полонская лепила с натуры портретный барельеф Тургенева; бюст же был исполнен ею уже после смерти писателя. Не обладая достаточной техникой, скульптор допустила некоторые профессиональные погрешности, но в ее портрете ощущается непосредственность авторского отношения к писателю, внимание к его внутреннему миру. Видимо, это почувствовали и представители Городской думы, на средства которой сооружался памятник, так как заказ на повторение бюста был дан Полонской, а не прославленному скульптору М. Антокольскому, хотя выполненный им портрет писателя также был предложен для надгробия (9).

turg18-3После лихолетья революции и гражданской войны усилия ленинградской интеллигенции были направлены на спасение от разорения городских кладбищ. В 1935 году некрополь «Литераторские мостки» был взят под охрану государства. В сложной ситуации 1930-х годов музеефикация части Волковского кладбища была единственной возможностью сохранения исторических захоронений, художественных надгробий. Уцелевшие бронзовые бюсты Салтыкова-Щедрина, Елисеева, Надсона, Успенского и Тургенева были сняты со своих постаментов и переданы на хранение  в Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук (10). В 1939 году некрополь вошел в состав Государственного Музея городской скульптуры в качестве филиала. По постановлению Ленинградского совета (Решения Президиума Ленинградского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов) в музейный некрополь с городских кладбищ, намеченных к уничтожению (Митрофаньевского, Смоленского и др.), переносятся памятники и прах ученых и деятелей культуры XIX в.

В 1938 г. состоялся перенос праха И.С. Тургенева на территорию музейного некрополя «Литераторские мостки». В августе 1941 г. бронзовый бюст И.С. Тургенева был снят с постамента и, наряду с другими музейными предметами, был укрыт в помещении Благовещенской церкви (11). Спустя три года после окончания Великой Отечественной войны, в мае 1948 г., Музеем городской скульптуры была проведена реставрация надгробного памятника И.С. Тургеневу (12).

Примечания

(1) ОР РНБ. Ф. 171. Д. 1. Гаевский Виктор Павлович. Дневник, 1883-1887 гг. Л. 16.

(2) Марк Матвеевич Антокольский, 1843-1909: Его жизнь, творения, письма и ст. / Под ред. В.В. Стасова. 1853-1883. Санкт-Петербург; Москва: т-во М.О. Вольф, 1905. С. 520.

(3) Огарева Н.В. Тургенев в последние годы жизни. Из воспоминаний и писем А.П. Боголюбова, 1873 – 1883 // Литературное наследство. Т. 76: И.С. Тургенев: новые материалы и исследования. – М., 1967. С. 476.

(4) ОР РНБ. Ф. 438. Д. 24. Комитет Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым. Документы по погребению Ивана Сергеевича Тургенева 1883-1884 гг.

(5) Гессен С.Я. Полина Виардо и посмертный рассказ Тургенева // Печать и революция. М., 1928. №7. С.61. 

(6) К.Д. Кавелин скончался 3 мая 1883 года и был похоронен на Волковом кладбище, рядом с другом своей юности. «Они встретились … за одною могильною оградой в сером, сыром, унылом Пантеоне русских литературных деятелей» писал А.Ф. Кони. Цит. по: Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома: т. 4: И.С. Тургенев / сост. И.Е. Грудинина и др. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. С. 129.

(7) Никольская Г. Из дневника В.П. Гаевского (1883 – 1887) // Красный архив. 1940. № 3. С. 238 

(8) Открытие памятника на могиле Тургенева // Ист. вест. 1885. Т. 22, окт.-дек. С. 222.

(9) Попова Т.Ф. Памятники второй половины XIX в. и начала XX в. // Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура. М.: Искусство, 1978. С.118.

(10) Дело о надгробии Г.И. Успенского // Архив ГМГС. Л. 5.

(11) Там же. Л. 19.(12) Там же. Л. 23.

Александра Соловьёва

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О музее