pushtema

Государственный музей городской скульптуры в рамках проводимого в 2019 году фестиваля «Пушкинград», открывает выставку открыток и графики «Пушкинская тема…». Выставка проходит в дни празднования 220 -летия со дня рождения поэта и приурочено к открытию памятника А.С. Пушкину на площади Искусств, состоявшегося 19 июня 1957 года.

Наше музейное собрание хранит около трёх тысяч открыток. Среди них множество попадает под определение «Пушкинская тема». Это в первую очередь репродукционная открытка с портретами поэта работы современников (портреты О. Кипренского, П.Соколова, В.Тропинина, К.Брюллова, С.Гальберга, Ж.Вивьена). Следом выступают портреты Пушкина художников XX и XXI века (особо отметим нетривиальные работы С.Соловьёвой). Для нашего музея особенно важны и интересны памятники Пушкину. Уже в конце XIX века появляются первые памятники поэту в Москве, Петербурге и Одессе. На протяжении века XX пожалуй, мало нашлось бы крупных городов на карте страны, где не появился бы памятник Пушкину. 

 

В графических произведениях В. Алексеева,  В. Ковалева, А. Шураева, В.Верещагина, Т.Давид, представленных на выставке, запечатлены петербургские пейзажи, виды города с монументами поэту на Пушкинской улице, на площади Искусств, в Царском Селе в Лицейском саду и у Египетских ворот. Памятнику А.Пушкина, созданному талантливым, самобытным скульптором монументалистом А. Опекушиным, посвящена  цветная литография  В. Тамбовцева. 

Свой взгляд на прославленное творение М. Аникушина оставил нам, потомкам, блистательный мастер офорта А. Шураев. В филигранно точных и в тоже время полных выразительности цветных офортах В. Ковалева запечатлены памятники Пушкину у Египетских ворот и в Лицейском саду. В.Алексееву удалось создать поэтичный Царскосельский пейзаж с видом на здания Лицея и Екатерининского дворца с церковью.На выставке можно увидеть пронзительные, динамичные, прекрасно отражающие дух пушкинской поэмы «Медный всадник» иллюстрации А. Бенуа и И. Ершова. На них запечатлено самое сильное наводнение 7 ноября 1824 года, происходившее в Петербурге, когда вышедшая из берегов Нева затопила набережные, площади … Иллюстрация Бенуа «В опасный путь средь бурных волн» изображает крушение корабля, разбившегося в бушующих волнах Невы у Ростральной колонны. Наполненная драматизмом литография Ершова изображает затопленную набережную Невы напротив Петропавловской крепости с многочисленными горожанами, спасающимися на крыше одного из домов.   

С тонкой поэзией и проникновенным лиризмом исполнена линогравюра В. Верещагина «Пушкинские места», изображающая живописные берега реки Мойки, рядом  с домом № 12. Вызывает интерес острохарактерный, страстный портрет юного поэта, с пронзительными, широко раскрытыми глазами, созданный  Н. Домашенко.  В гравюре резцом на меди «Пушкин и Виельгорский», отличающейся легкостью, изысканностью, филигранностью исполнения, Э. Мосиев передал  свое отношение и к Пушкину и к Михаилу  Виельгорскому, с которым поэта связывали самые дружеские отношения.  Поэтическому вдохновению, творчеству, духовному лицейскому братству посвящены иллюстрации И. Черновой-Дяткиной. 

Выставку гармонично дополняет книжная Пушкиниана из фонда Редкой книги музея.