blokada670-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Государственный музей городской скульптуры посвящает выставку из своих фондов «Блокада день за днем». На этой экспозиции представлена  блокадная серия работ  талантливого ленинградского графика Нины Николаевны Новосельской (1926-1987).

Открытие выставки 24 января 2014 г. в 15 00


Н.Н.Новосельская была непосредственным участником и свидетелем событий блокадного времени,  она жила и работала в осажденном городе, одновременно училась в Таврическом училище (ныне Художественное училище им. Н.К.Рериха). После войны в 1949-1956 годах продолжила обучение на графическом факультете Академии художеств. Среди первых профессиональных работ художника стала серия гравюр «Ленинград в блокаде» (1959-1960). Эта графическая сюита точно и искренне передает атмосферу блокадного города. Произведения, выполненные в технике цветной линогравюры, благодаря простоте, ясности изобразительного языка, убедительной достоверности, нравственной и духовной силе героев, несомненно, привлекут внимание зрителей.

Глубокими чувствами человеческих переживаний и страданий наполнены сюжеты цикла, они показывают страшную и героическую повседневную жизнь жителей блокадного города.  Что довелось пережить и перечувствовать художнику, ясно из  таких пронзительных и эмоциональных работ, как «У буржуйки», «Так было», «С Невы». Драматизм сюжета линогравюры «У буржуйки» подчеркивается цветом: почти все пространство блокадной комнаты насыщено черными и темно-коричневыми тонами, высвечивая лишь лица изможденных от голода молодой матери и ее ребенка. «Так было» - какими скупыми средствами художник передает трагизм потери близкого человека! Сколь выразительны фигуры обессиленных женщины и девочки, тянущих по снегу саночки с гробом. Какая сила духа в огромных глазах девушки, возвращающейся с набранной из проруби ледяной водой («С Невы»)! Здесь вспоминаются звучащие, как метроном, стихи О.Берггольц: Я знаю всё, я тоже там была и ту же воду жгучую брала.

Н.Н.Новосельская в этом цикле просто и буднично передает, как проходила день за днем жизнь горожан блокадного Ленинграда: как при непрекращающихся бомбежках спускались в бомбоубежище («Опять воздушная тревога»); как дети учились в неотапливаемых, плохо освещенных классах («Занятия продолжались»); как бойцы МПВО тушили зажигалки и пожары от снарядов и бомб («На крыше»).

Художник метко подмечает характерные черты блокадного города. Так в ее работе «Завод-фронту» на первом плане у станка изображен мальчик, согревающий руки. Действительно, в насквозь промерзших заводских цехах работали, в основном, дети, старики и женщины. В динамичной, жизнеутверждающей гравюре «На работу» звучит вера ленинградцев в скорую победу в страшной войне.

Наиболее ярко личность самого художника проявляется, пожалуй, в завершающей цикл гравюре «Май 1945 года», в которой автор, избегая пафосности, не стал изображать парад на Дворцовой или салют над Невой, а символически – через широко распахнутое окно показал новую мирную жизнь, наполненную радостным звучанием и ощущением наступившей долгожданной Победы.

Вход в Выставочный зал из Некрополя мастеров искусств