vilner5К 90 – летнему юбилею Виктора Семеновича Вильнера Музей городской скульптуры подготовил небольшую монографическую выставку мастера «Портрет города и горожан». Выставка открыта в здании Экспозиции музея (вход из Некрополя Мастеров искусств).

 Творчество В. С. Вильнера в 70 - 80-е годы 20 века и в 21 веке остается синонимом независимого, авангардного искусства. Долгое время он не был официально признанным художником.


Сейчас Виктор Семенович - Заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств, непревзойденный мастер и экспериментатор в области литографии, использующий совсем иной пластический язык в этой традиционной технике. Мастер наносит рисунок не только на привычный литографский камень, но и на другие довольно неожиданные материалы: цинковую пластину, металл, пластик, иногда и мрамор. Даже специалисты  не всегда отличают его эстампы от классической литографии.

В. С. Вильнер родился в Ленинграде в 1925 году. В 1941 г. поступил в Ленинградское художественное училище, но вскоре война прервала учебу. 15-летний подросток наравне со взрослыми копал траншеи на подступах к городу затем, когда начались бомбежки вместе с отцом дежурил на крышах домов: тушил и сбрасывал зажигалки. Не вынесли тягот блокады отец и сестра, они умерли от голода, а будущий художник вместе с матерью был эвакуирован в Сормово, где работал на заводе. Вскоре молодой человек разделил судьбу своих сверстников: пошел добровольцем на фронт. После войны продолжил учебу и в 1950 году окончил живописное отделение Ленинградского художественного училища им. В. А. Серова по классу Евгении Марковны Магарил ученицы К. Малевича и М. Шагала. Пятидесятые годы прошли под знаком занятий живописью, иллюстрацией, преподаванием. С середины 1960-х годов его творчество самым тесным образом более десятилетия связано со знаменитой Экспериментальной литографской мастерской, где Вильнер бок о бок работал с такими талантливыми художниками - графиками как А. Ведерников, Ю. Васнецов,  Б. Ермолаев, А. Каплан.

Доминирующая, главная тема творчества художника – Петербург, город, наполненный реальными и фантастическими литературными героями и персонажами А. Пушкина, Н. Гоголя и Ф. Достоевского, город морской и промышленный, праздничный и будничный («Вечерняя площадь»), город блистательной архитектуры и скульптурных памятников, красивейших соборов и церквей, город многочисленных туристов, осматривающих музейные экспозиции и достопримечательности («Туристы в городе»). Динамичные, выразительные графические работы «Ремонт набережной» убедительно иллюстрируют тему города – порта с многочисленными морскими и речными судами, портовыми кранами. Как живо и не пафосно мастеру удается передать первомайское шествие в многоплановом графическом листе «Праздник», с бесконечными колоннами демонстрантов, несущих портреты К. Маркса и Ф. Энгельса, транспаранты «Миру-мир», «Слава труду»… Если первые литографские серии художника были необычайно реалистичными, как например, «Дни нашей жизни», то вскоре появляются листы из серии «Белые ночи» с «оживающими атлантами и кариатидами». У Вильнера свое оригинальное видение художественных образов, композиционного пространства, в котором он объединяет реалистичных и многочисленных придуманных, символических персонажей. Зачастую композиции его произведений строятся с высоты птичьего полета и город чрезвычайно насыщен людьми. Значительную часть листа занимают «опрокинутые, перетасованные улицы, дворцы, трущобы, безумные утюги и ожившие шинели». Но все это подчинено единому замыслу, композиции, объединено общим колористическим решением.

На выставке «Портрет города и горожан» представлена небольшая часть, более чем из тридцати цветных литографий Вильнера из коллекции нашего музея. Это листы больших форматов из серии «Годы и память», из других серий, отдельные станковые литографии «Школьный вальс», «Весна в городе», «Вечерний проспект», «Осень в саду» (Памятник И.А.Крылову),  «У окна» (По мотивам Блока), созданные в 1960-1980-е годы. Неповторимый стиль, высочайшее мастерство, филигранная техника, умение передать свою любовь к Петербургу принесли художнику широкое признание зрителей не только в России, но и за рубежом.

На выставке также представлены произведения известных петербургских скульпторов. Новая работа Дмитрия Каминкера «Авиакентавр» вновь удивляет своей фантазией, изысканностью стиля, чувством современности. «Авиакентавр» – авторское повторение скульптурной композиции «Авиатор», установленной в  2013 году в аэропорту Пулково (перед входом в новый терминал), посвященной памяти пионеров русской авиации. Поэтому портретное сходство авиатора с «дедушкой русской авиации» Б.И. Россинским не случайно.

Фигура Иосифа Бродского создана скульптором Ириной Ярошевич для третьего тура конкурса проектов памятника знаменитому поэту в 2003 году (проект был удостоен третьей премии). Присущая фигуре И. Бродского экспрессия и одновременно цельность, строгость ярко выражают характер творческого гения поэта, наполняя образ символическим звучанием. Скульптуры Д. Каминкера и И. Ярошевич органично вписались в мозаику  портрета города и горожан.

Ирина Лермонтова