ersch1-1

26.10-31.12 2016

К 100-летию со дня рождения известного художника, графика Игоря Ивановича Ершова (1916-1985)

Музей городской скульптуры подготовил выставку из своего собрания. На ней представлены рисунки из цикла «Дворы и крыши моего города», литографии из серии «Царское Село», иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», портреты – «Певец И. В. Ершов в ролях», «Ф. И. Шаляпин в ролях».


Все графические произведения, а их более 60 были подарены нашему музею в 1996 году дочерью художника Ксенией Игоревной Ершовой-Кривошеиной, как и ее талантливый отец, она художник, более 30 лет живет во Франции.

И.И.Ершов родился 7 ноября 1916 года в Петрограде в семье известнейших музыкантов. Его отец – прославленный оперный певец, солист Мариинского театра Иван Васильевич Ершов, мать Софья Владимировна Акимова-Ершова – певица, педагог вокала, профессор Ленинградской консерватории. Игорь Ершов окончил Академию художеств в 1947 году, где его педагогами были П. Шиллинговский, И. Билибин. Эти замечательные художники и сформировали творческие взгляды Ершова.

Дипломная работа – рисунки и литографии к пушкинской поэме «Медный всадник» (руководитель В. Конашевич). Признание таланта молодого художника – публикация отдельным изданием этих иллюстраций уже в следующем 1948 году. Через год выходит юбилейное собрание сочинений А. С. Пушкина с иллюстрациями Ершова к знаменитой поэме. В своем творчестве мастер обращался к различным техникам: литография, офорт, рисунок тушью, гуашью, акварель и живопись. Показанные на выставке графические листы выполнены преимущественно в технике автолитографии. Эта любимая многими художниками техника дает возможность при печати сохранить особенность авторского произведения, его уникальность. На выставке можно увидеть самую раннюю литографию 1939 года «Академический сад и дрова» с авторской надписью: «Моя первая автолитография».  Рисунки из цикла, давшего название выставки «Дворы и крыши моего города», исполненные тушью и гуашью, привлекают своей безукоризненной точностью линий, выразительностью силуэтов, а главное узнаваемостью, характерностью тесно стоящих петербургских домов, небольших дворов-колодцев, крыш с печными трубами.

Миниатюрная по размерам серия литографий «Царское Село» привлекает образной выразительностью и завершенностью видов Царскосельских парков с величественными дворцами Екатерининским, Александровским, павильонами Эрмитаж, Шапель, памятником Пушкину в Лицейском саду, фонтаном «Девушка у разбитого кувшина».

И.И.Ершов, несомненно, обладал даром портретиста. Особенно у него получались портреты отца, образы его оперных героев. Среди многочисленных ролей И. В. Ершова таких, как Герман из оперы «Пиковая дама», Отелло в одноименной опере Д. Верди, следует отметить его исполнение партии Гришки Кутерьмы в опере Н. А. Римского–Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже…». Современники были потрясены этим образом: это была сильная драматургия в сочетании с огромным певческим диапазоном, поразительной пластикой и глубоким эмоциональным проникновением в роль. Певец Ершов был не только Артистом с большой буквы, но и Художником: он прекрасно рисовал, писал маслом, был скульптором, доктором искусствоведения. Сын же, будучи художником, был великолепным певцом (в течение двух сезонов он пел в Малом оперном театре), часто работал над любимыми образами под музыку великих композиторов.

В произведениях Ершова слилось все: ясность, выверенность рисунка, выразительность силуэта, формы, цвета, динамизм композиции, точное попадание в образ. На выставке мы показали лишь некоторые грани творчества И. И. Ершова, а ведь художник был и великолепным иллюстратором детских книг, и интересным и неожиданным живописцем экспериментатором.

Ирина Лермонтова

Вход на выставку со стороны Некрополя мастеров искусств по билету Некрополя