malisht_3Продолжением выставки «Предчувствие весны» в Новом выставочном зале является небольшая экспозиция в Выставочном зале (вход из Некрополя мастеров искусств). Выставка посвящена творчеству замечательного петербургского художника ХХ столетия, живописца, рисовальщика, блистательного мастера пастели и акварели Гавриила Кондратьевича Малыша (1907-1998).



Этим весенним и уже ставшим традиционным, в стенах нашего музея, вернисажем мы отмечаем 110-летний юбилей мастера.

На выставке экспонируются произведения, созданные художником начиная с 1952 и завершая 1998 годом – более чем за 45-летний творческий путь, разнообразные по технике, образному строю, колориту, позволяющие  увидеть яркость и многогранность его таланта.   Гавриил Малыш известен, прежде всего, как пейзажист. Сколько лиризма и поэзии в его пейзажах Ленинградской области («Река Свирь»), Валдая, Пскова, Поволжья, Крыма («Кипарисы над рекой»), норвежских фьордов, окрестностей Тулона («Франция. Тулон»). Какой задушевностью, любовью и красотой веет от его весенних пейзажей с цветущими яблоневыми, абрикосовыми и персиковыми деревьями: «Весна». 1961.

Следует отметить, редкие для творчества Малыша петербургские пейзажи, с их приглушенной серо-жемчужной гаммой, передающей очарование набережных рек, каналов, мостов города белых ночей. Жаль, что петербургская тема не стала для мастера одной из главных. Ведь Г. К. Малыш хотя и родился на Украине под Екатеринославом, но более шести десятилетий его жизнь и творчество были связаны с городом на Неве, а в годы блокады он пережил все трудности осажденного города вместе с его коренными жителями, непрестанно работая, создавая рисунки, агитационные плакаты и панно.

Художник долго искал свою особую творческую манеру, много экспериментировал в технике акварели, для каждого листа находя свою палитру. Свои пейзажи-фантазии он писал по памяти, без подготовительного рисунка.Натюрморты художника изысканы по композиции и колориту, они чаруют своей особой аурой безукоризненного вкуса и красоты, необычайной сочностью и удивительной поэтичностью «Земля и фрукты», «Блюдо на розовом».

Произведений Малыша отличаются некой особой музыкальностью. Гавриил Кондратьевич любил музыку, чувствовал ее глубинно. Недаром он говорил, что «…художник должен иметь внутренний слух – чувствовать цвет и его ритм, то есть уметь мыслить цветом». В своих произведениях Гавриилу Малышу это в полной мере удается.

Всех кто хорошо знал художника, поражала его исключительная работоспособность и то, что он всегда работал самозабвенно с наслаждением, и это ощущение радости творчества, исходящее от его произведений, передается зрителю.

Ирина Лермонтова