veder_662Талантливый самобытный живописец, акварелист, мастер литографии Александр Семёнович Ведерников  прожил большую яркую и плодотворную  жизнь, умер в 77 лет, и что удивительно,  последние годы стали  творчески еще более напряженными и блистательными.

Родился будущий художник 23 ноября 1898 года в небольшом городке на Волге Городце. Рисовать начал, как и большинство подающих надежды юных художников,  с раннего детства.  Первые незаурядные способности проявил, учась в реальном училище, затем в воскресной художественной студии, которую посещал в Нижнем Новгороде.  В 1921–1923 годах продолжил учебу в Нижегородском художественном техникуме у  А.В. Куприна и А.В. Фонвизина.  В 1924 году поступил на живописное отделение ленинградского ВХУТЕИНа, где учился у О.Э. Браза и А.Е. Карева. На становление его творчества не могло не повлиять общение с такими художниками, как А.И. Русаков В.В. Пакулин, Н.А. Тырса и, особенно,  Н.Ф. Лапшин, с которым его связывала настоящая дружба. На 1930-е годы приходится первый период творческого подъема художника.

С этого времени  А.С. Ведерников  активно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями других ведущих художников Ленинграда. В 1932 году стал членом Ленинградского Союза советских художников.  В том же году вошёл в объединение «Круг художников». В экспериментальной литографской мастерской неустанно и творчески работал с 1939 года. Через много лет, в 1954 году, будучи уже известным художником, Ведерников защитил диплом, но уже на графическом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Дипломная работа — серия акварелей «Пейзажи Ленинграда и Волги». Замечательный мастер писал преимущественно пейзажи, натюрморты и интерьеры. Работал в технике акварели, масляной живописи, печатной графики, особенно цветной  литографии.

А. С. Ведерников – прекрасный преподаватель: в 1936–1937 годах он преподавал  в Институте им. И.Е. Репина, затем до 1960 года, с небольшими перерывами –  в Ленинградском инженерно-строительном институте.

В собрании Музея городской скульптуры находится  небольшая, но цельная коллекция цветных литографий ленинградских пейзажей и его знаменитых «интерьеров». Уже в зрелом возрасте обратившись к искусству литографии, Александр Ведерников стал одним из ведущих  ее мастеров. Как и многие замечательные художники «ленинградской школы»,  он являлся приверженцем «быстрого письма», использовал прозрачные, серебристые  тона,  размытые контуры предметов. Лучшая часть творческого наследия художника – лирические пейзажи Ленинграда, часто написанные из окна его дома на Малом проспекте Васильевского острова, а также образ города, тесно связанный с просторами   Невы,  Малой Невы, Большой Невки,  с их особой жизнью – пароходами, баржами… Город в его пейзажах лишен   суеты, наполнен тонким чувством задумчивого созерцания, покоя и это великолепно иллюстрируют цветные литографии «Университетская набережная», «Зима. Сфинкс у Египетского моста», «У Ростральной колонны», «У Нахимовского училища».Поиск новых средств художественной выразительности воплотился в декоративно  ярких, мажорных литографиях второй половины 1950-х – начала 1960-х годов, таких как  «Интерьер с креслом», «Натюрморт в интерьере», «В интерьере» и другие.  В творчестве этого замечательного мастера органично соединились лучшие традиции ленинградской школы графики, народного искусства, лубка.  Будучи человеком высоко образованным, обладая абсолютной художественной памятью, «он был образцом хорошего вкуса», художником, который создал мир, наполненный глубоким смыслом, поэзией, лиризмом, изысканным колоритом. Высокая цель, когда-то поставленная художником,  была достигнута, ему удалось «из четырех красок сделать двадцать четыре».

Ирина Лермонтова