zimgr1В графической коллекции Музея городской скульптуры хранятся многочисленные произведения, на которых во всей красе предстает зимний Петербург. Как сказочно красив и великолепен Петербург настоящей белоснежной зимой.

Эта тема находит свое яркое воплощение в творчестве многих известных графиков А.П.Остроумовой-Лебедевой, М.В.Добужинского, А.В.Васильева, А.С.Ведерникова, Г.С.Верейского, В.Е.Верещагина, Л.Н.Кульшарова, Е.В.Дубицкого, В.А.Жилкина, И.Г.Бухман, С.М.Штейнберга, М.Н.Успенского, А.И.Шураева и многих других.Поражаешься, с какой поэзией и образной выразительностью на линогравюрах Станислава Вихарева предстала заснеженная Фонтанка и Аничков мост со знаменитой скульптурой «Укротителя коня», Нарвские ворота со стороны утопающего в снегу сквера, с деревьями и кустарниками покрытыми инеем.

Умение почувствовать и передать душу этого неповторимого и пленительного города стало главным в творчестве признанного мастера литографии Александра Ведерникова. Неожиданный и выразительный ракурс на Стрелку Васильевского острова, приглушенный петербургский колорит отличают его цветные литографии «У Ростральной колонны» и «Зима», на которой изображена Фонтанка с Египетским мостом и Сфинксом. Холодность северного города, белесое низкое небо, дыхание Невы, воздух, пронизанный призрачным бледным светом, все это наполняет пейзажи Ведерникова поэзией и гармонией.

Сдержанность цветовой гаммы, уравновешенность композиции, особая петербургская атмосфера отличает цветную автолитографию Сергея Штейнберга «Памятник Кутузову». Запорошены снегом монумент полководцу, крыши близлежащих зданий, тающий в дымке купол церкви св. Екатерины на Невском проспекте.

Подкупающе искренни и лиричны офорты с видами набережных, мостов с заснеженным кружевом «оград чугунных» Владимира Верещагина. Насколько выразительны его гравюры, изображающие набережные реки Мойки с заиндевевшими ажурными оградами Певческого и Театрального мостов.Пленительный уголок Северной Пальмиры запечатлен в изысканной цветной литографии Ирины Бухман «Дом Бобринского». Сколь живописно лежит снег на крыше дворца Бобринских на Галерной улице; на каменной рустованной ограде с бюстами.

С какой тонкой поэзией показан затянутый белой снежной пеленой город в произведениях Александра Васильева «Аничков мост» с покрытыми пушистым снегом скульптурами «Укротителей коней» и Георгия Верейского, изображающего свой  любимый Васильевский остров и Большой проспект, на котором он жил.

Динамичной композицией, удачным ракурсом отличается лаконичный и холодноватый по цветовому решению офорт Владимира Жилкина «Аничков мост». Художник сумел в своей гравюре выявить внутреннее движение, порыв коня и торжествующую позу водничего.Восхищают своей изысканностью и гармоничностью в передаче зимнего пейзажа великолепные офорты Александра Шураева «Вид на Александро-Невскую лавру», «Казанский собор» и «Екатерининский садик».

Сказочным узорочьем, декоративностью, наполнены произведения Леонида Кульшарова: «Новая Голландия», «Зима. Атланты. Эрмитаж», «Крюков канал» и Светланы Звоновой «Почтамтский мостик», «Вид на Пантелеймоновскую церковь». Виктор Пермяков посвятил свою выразительную и филигранную гравюру одному из самых поэтичных уголков Петербурга – ансамблю Александро-Невской лавры. На офорте запечатлен запорошенный снегом Лаврский проезд с музейными Некрополями, зданиями Благовещенской усыпальницы и Троицкого собора.

Истинное наслаждение доставляют глубоко эмоциональные произведения Владимира Дубицкого, отражающие поэзию занесенных снегом петербургских церквей,  набережных рек, мостов, оград: «Петербург. Иней», «Александро-Невская лавра» и Николая Сердюкова «Зимний Летний сад».  Безусловно, украшением музейной коллекции являются произведения этой темы, исполненные выдающимися мастерами гравюры А.П.Остроумовой-Лебедевой, М.В.Добужинским, Е.С.Кругликовой.

Ирина Лермонтова