nev25Вскоре после основания Петербурга возникла необходимость в прокладке проспекта, который бы связывал Адмиралтейство с Новгородской дорогой и с монастырем Александра Невского. К 1718 году дорога (будущий Невский проспект) была «проложена и управлена», как  было отмечено в  петровском Указе 1718 года.

На протяжении всех трех столетий своего существования Невский проспект привлекал неизменное внимание писателей, поэтов и многих художников.  Н. В. Гоголь  восторженно писал: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!» Большой интерес представляют литографированные виды Невского проспекта Петербурга I трети ХIХ столетия.  В 1820-е годы, в период наибольшей увлеченности и расцвета искусства литографии, А. И. Плюшар издает несколько альбомов литографий «Виды Петербурга».  Эта хорошо известная  в пушкинское время типография находилась на Большой Морской улице и углу Невского проспекта в доме купца и откупщика А. И. Косиковского. В  нашем собрании хранится альбом литографий «Новая коллекция 42 видов С. Петербурга...»,  изданный Плюшаром в 1826 году.

Парадный императорский, блистательный  Петербург изображен на листах с изображением Дворцовой площади, Главного штаба и Адмиралтейства. Главному проспекту Петербурга  в этом альбоме отведено одно из центральных мест.  Перед зрителем предстает строгий  и  величественный, исторически-доcтоверный и поэтичный облик Невской першпективы первой трети XIX века.  Великолепные литографии, исполненные с тонким вкусом и высоким мастерством, отличающиеся точностью рисунка и свободой композиционного построения погружают зрителя в атмосферу Невского проспекта пушкинского времени «Казанский собор», «Невский проспект у Думы», «Гостиный двор», «Вид на церковь св. Екатерины».В обширной иконографии Петербурга этого времени одно из первых мест по праву  принадлежит «Панораме Невского проспекта». Один из современников  отмечал, что «это самый похожий портрет нашего красавца Невского проспекта». Необычайно высоко оценивали «Панораму Невского проспекта» выдающиеся зодчие О. Монферран и К. Росси. Первая часть «Панорамы» (теневая, нечетная) была выполнена  литографом И. Ивановым  с акварели талантливого художника В. С. Садовникова и издана А. М. Прево в 1830 году. На гравюрах мы видим знаменитые памятники архитектуры, которые украсили центральные площади и  главную улицу города в начале XIX столетий – времени расцвета русского градостроительства, эпохи синтеза архитектуры и скульптуры, когда создаются прославленные  ансамбли: Адмиралтейство, Главный штаб, Казанский собор,  Александринский театр…

Невский проспект прошедшего столетия  предстает в произведениях известных талантливых художников  XX века. Так, на литографиях П. И. Львова нашел отражение праздничный Невский проспект в середине 1930-х годов.

А. В. Васильев и В. С. Ведерников  оставляют для потомков свое поэтическое видение главного ленинградского проспекта середины XX столетия с заснеженными набережными Фонтанки и Мойки с Аничковым и Народным мостами. Особо пронзительно проявляется неповторимость, поэзия города, его главного проспекта в пору белых ночей. Загадочные, удивительные сумеречные ночи придают особую неповторимость образу Невского проспекта в искренних и лиричных цветных линогравюрах М. Н. Успенского «Начало Невского проспекта» и «Площадь Ал.-Невского» из серии «Невский проспект» 1962 года – периода известного как «оттепель».Монумент одному из прославленных сынов Отечества М. И. Кутузову великолепно  вписанный  в классицистический ансамбль Казанского собора,  нашел отражение в выразительных листах С. М. Штейнберга и С. В. Вихарева также середины прошлого века. Произведения известных петербургских графиков А. Д. Рейнпольского и   Р. М. Яхнина в свойственной каждому из них художественной манере отображают одно из самых выдающихся зданий, украшающих  Невский проспект – Казанский собор.  Замечательному мастеру офорта А. И. Шураеву прекрасно удается запечатлеть строгую и ясную гармонию здания Театра им. А. С. Пушкина, сооруженного по проекту одного из самых выдающихся зодчих высокого классицизма К. И. Росси.  Б. Р. Ракицкого заинтересовал и тронул сюжет, рассказывающий о том, как зимой в годы блокады нашего города художник В.  В. Пакулин  делает этюды, зарисовки Невского проспекта  со стратостатами  у здания Городской думы.Талантливые художники, литографы XIX столетия, мастера ленинградской-петербургской графики XX века  в своих произведениях запечатлели  такой разный: парадный и повседневный, величественный  и строгий,  но неизменно притягательный и поэтичный образ Невского проспекта.

Ирина Лермонтова