mn_boz_1Итальянская оперная певица
Первая исполнительница партии Виолетты ("Травита" Дж.Верди) в России

Вероятно, Анджолина Бозио обладала уникальным по красоте звучания голосом. Иначе, она не оставила бы о себе воспоминания, упоминания на страницах разновременных литературных произведений. русских авторов. Её имя хранит некую тайну, унесенную певицей с собой, ведь одна из строчек эпитафии на надгробии сообщает «умерла, потому, что в хоре ангелов не хватало одного голоса». Память о ней жива, хотя с Россией певица связана кратко и достаточно случайно, ведь Бозио могла и не приехать на гастроли, обстоятельства могли отвести её от гибельной простуды.

Анджолина Бозио родилась на севере Италии в Турине. Её родители были артистами, и петь девочка начала с десяти лет. Бозио стала известной оперной певицей, гастролировавшей по многим странам Европы и в США. В нашей стране она известна как первая исполнительница центральной партии Виолетты Валери в опере Джузеппе Верди «Травиата». Опера была представлена итальянской оперной труппы гастролировавшей в России 1856 – 1859 годах..

Трудно переоценить впечатление, произведенное оперой на публику. В её основе лежала драма, написанная А. Дюма – сыном, «Дама с камелиями»(1852). Знаменитый композитор Джузеппе Верди был знаком, как с драмой, так и с романом, созданным А. Дюма несколько ранее. Литературный материал был современен, в нем нашли отражение события, имевшие место в жизни, действовали реальные личности.

«Дама с камелиями» захватила композитора не только драматизмом, новизной и значительностью образов, но и тем, что являлась отголоском его собственной жизни. Одиннадцать лет длился его роман с оперной примадонной Джузеппиной Стреппони, прежде чем был увенчан брачным союзом. Герои оперы Верди получились более яркими, убедительными по сравнению с литературными прообразами. А. Дюма- сын прослушав оперу отмечал: «через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил её».

Опера, она получила название «Травиата», впервые была представлена в марте 1853 года на сцене театра Ла Фениче в Венеции. Её показ сопровождал грандиозный провал. Переработанная, через год, опера имела триумфальный успех. Петербург впервые услышал «Травиату» в исполнении итальянской оперной труппы, центральное место в которой занимала прекрасная Анджолина Бозио. Заболев пневмонией, болезнью ставшей для неё смертельной, она в чем – то повторила судьбу своей героини.
Время граммофонных записей было далеко впереди. И сегодня, знакомясь с киноверсией Франко Дзеффирелли или с масштабным проектом итальянского режиссера Андреаса Андермана представившего «Травиату» на натуре, в Париже, его окрестностях, где проходила в своё время жизнь героини оперы с участием современных «мегазвезд», увлеченные действием вряд ли вспомним о скромных петербурских постановках середины XIX столетия.

Надгробие А. Бозио в Некрополе мастеров искусств Бронзовая скульптурная группа на постаменте. Скульптор П. Коста (Флоренция), 1860-1861.

Прах и памятник перенесены с Выборгского католического кладбища в 1939 году.

Ирина Столярова