ljadovsАктриса,жена балетмейстера Л.И.Иванова (1834-1901), дочь балетного дирижера и композитора А.Н.Лядова (1818-1871)


Искрометная оперетта Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» (1864), показанная французской труппой в Петербурге в 1866 году пленила жителей столицы. С 1868 года начинается история постановок «Прекрасной Елены» в России. Она навсегда связана с именем первой исполнительницы партии Елены, Веры Александровны Лядовой – Ивановой.

Вера Александровна прожила слишком короткую жизнь, для того чтобы на страницах истории театра сохранился её живой, неповторимый образ. Однако, о ней известно немало.
Дочь дирижера балетного оркестра Императорских театров, композитора, написавшего музыку к нескольким балетам, Александра Николаевича Лядова, она жила в атмосфере театра и могла стать только актрисой. В 1858 году Вера окончила Петербургскую балетную школу, её приняли в балетную труппу Петербургских императорских театров. Молодой танцовщице особенно удавались характерные танцы. Вскоре обнаружилась и новая грань её таланта - комедийный дар. Начинаются выступления в комедиях, водевилях с переодеваниями. С именем Веры Александровны связана постановка первых оперетт на сцене Александринского театра.

Театральная карьера плохо сочеталась с личной жизнью. Сразу после окончания балетного училища Вера вышла замуж за танцовщика, в будущем выдающегося балетмейстера Льва Иванова - талантливого и очень скромного человека. Потом современники будут называть его «душой русского балета». Семейная жизнь не задалась, несмотря на появление на свет трех сыновей. Энергичная, честолюбивая Вера Александровна жаждала славы, и она пришла после исполнения ею роли Елены в «Прекрасной Елене» Оффенбаха. Актриса, столь жаждала успеха, более того триумфа, что пошла на серьезное физическое испытание – удалила некрасивые собственные зубы, вставив фарфоровые .Античный миф о похищении Елены, жены спартанского царя Менелая, троянским царевичем Парисом (что послужило поводом к Троянской войне) в интерпретации Оффенбаха стал пикантной любовной историей, полной юмора и пародии. У Веры Александровны было всё, для того чтобы стать опереточной дивой: прекрасные сценические данные, приятный голос, владение искусством танца, наконец, дар комедийной актрисы. Всё это венчалось умением подать себя, на сцене окружив флёром роскоши.

 

Успех только усугубил отношения В. А. Лядовой – Ивановой с мужем. В 1869 году она получила отдельный вид на жительство. Однако, шум оваций, неповторимый запах сцены, победы и неудачи были в прошлом. Через год молодой женщины не стало.

Надгробие В.А. Лядовой – Ивановой в Некрополе мастеров искусств.
Мраморная стела с барельефным портретом, запечатлевшим актрису в образе Прекрасной Елены, Неизвестный мастер. 1870-е гг. Прах и памятник перенесены со Смоленского кладбища в 1936 году.

Ирина Столярова