vyalceva01Исполнительница народных песен и романсов

Короткая жизнь, но большой путь в искусстве, неясность происхождения и отсутствие полной даты рождения – день и месяц, неизвестны, её непростой жизненный путь и огромная слава – все это делает образ «несравненной» Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, звезды российской эстрады рубежа XIX- XX веков, несколько таинственным и как столетие назад манящим.

Только современники, по словам театрального критика А. Р. Кугеля могли по настоящему оценить дарование певицы. Потомкам же, по его мнению, останется лишь его тень, сохраненная граммофонными пластинкам. Уже тринадцати лет от роду Анастасия Дмитриевна была на сценических подмостках. Начинала она хористкой, обладавшей небольшим голосом, но обаянием юности и прелестной улыбкой. Жизнь иногда делает неслыханные подарки. Анастасии Дмитриевне неожиданно была дана возможность учиться пению, заниматься своим образованием. А пению она училась у знаменитых профессоров Сонки и Тартакова.

Вяльцева была трудолюбива, самокритична и всю жизнь работала над голосом, Ездила для этого и в Италию. Труд сделал свое дело. Певица пробовала себя в оперетте и даже в опере. Её помнят стены Мариинского театра. Но всё же истинный успех пришел к ней как к исполнительнице романсов. Певица создала новый жанр, сочетающий традиции цыганской песни с изысканностью оперетты, Вяльцеву часто называли «певицей радости». Она пела только о любви и счастье. Её голос выразительный, задушевный, временами игривый, чувственный покорил Россию. Она была любимой певицей императора Николая II. Пластинки с записями её голоса слушали во дворцах столиц и далеких уголках страны. В год она давала 40 концертов. Все они проходили с аншлагом. Совершала две большие гастрольные поездки. Везде и всегда её сопровождал огромный успех. В Анастасии Дмитриевне воплотилась сказка о русской Золушке. Вяльцева – одна из самых красивых, богатых, известных женщин своего времени.

Утонченность, надлом свойственные её сценическому образу отвечали духу времени. На сцену она выходила в белом шелковом платье, отделанном розовым тюлем. На плече большой цветок белой гортензии. Лиф осыпан бриллиантами. Её безупречный вкус был предметом зависти многих женщин. Талантливая артистка, ослепительная красавица она не могла оставить равнодушными людей творческих. Двадцать два романса написал для неё Н. В. Зубов. В их числе такие известные как «Не уходи, побудь сомною», «С тобой вдвоём», «Под чарующей лаской твоею», « Я хотел бы тебя позабыть». Публика неистовствовала, когда Анастасия Дмитриевна пела свои знаменитые «Захочу, полюблю», «Тройку» Однако, в жизни «несравненная» была скромна, серьезна , деловита, трудолюбива, практична. Знавшие её люди отмечали, сердечность и простоту в обращении. Она стремилась делать добро тем, кто нуждался в помощи, сердцем переживая страдания людей. В период русско- японской войны на собственные средства Вяльцева снаряжает санитарный поезд. А когда узнает, что тяжело ранен её любимый человек В. В. Бискупский, прерывает концертную деятельность и отправляется к нему на Дальний Восток сестрой милосердия. Её личная жизнь сложилась счастливо, она стала женой В. В. Бискупского.

Но история русской Золушки не имела счастливого конца. На сорок втором году жизни А. Д. Вяльцева умирает.. Её погубила неизлечимая болезнь – рак крови. К своим многим замечательным качествам Анастасия Дмитриевна добавила еще одно – необыкновенное мужество, с которым она встретила неизбежное. .4 (17) февраля 1913 года Петербург прощался с любимой певицей. В похоронной процессии участвовало около 150 тысяч человек.
Она погребена в небольшой часовне построенной по проекту архитектора Л.Ильина на Никольском кладбище Александро – Невского монастыря.

Хранителем последнего приюта Анастасии Дмитриевны, памяти о ней долгие годы был её брат Ананий Дмитриевич. Сегодня эта благородная миссия в руках её внучатой племянницы и полной тезки Анастасии Дмитриевны Вяльцевой.

Ирина Столярова

Предлагаем посмотреть докуменатльный фильм телеканала "Культура" - "Пленницы судьбы. Анастасия Вяльцева".

Смотреть полную версию фильма

Фрагмент фильма