serg15 марта 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения Народного артиста СССР, выдающегося балетмейстера Константина Михайловича Сергеева


К.М.Сергеев родился в Санкт-Петербурге. Обучаться балетному искусству начал на вечерних курсах при Ленинградском хореографическом училище.
В 1928-29 гг. выступал в передвижной труппе И.Кшесинского, исполнив партии Зигфрида («Эсмеральда», Ц.Пуни), Невольника («Корсар», А.Адам), Юноши («Шопениана», А.Глазунов). Окончив училище в 1930 г., К.М.Сергеев поступил в труппу Театра имени С.М.Кирова в Ленинграде (ныне – Мариинский театр), где прослужил до 1961 г.
В эти годы К.М.Сергеев – ведущий танцовщик театра, исполнитель основного классического репертуара. Благородство внешнего облика, актерская выразительность, соблюдение академической формы танца позволили К.М.Сергееву стать лучшим исполнителем лирико-романтических ролей.

В 1930 – начале 1940-х гг. партнершей К.М.Сергеева была великая балерина Г.С.Уланова. Они составили замечательный актерский дуэт, вошедший в историю русского балета. В числе их лучших достижений – балет «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева (1940, Ромео – К.М.Сергеев, Джульетта – Г.С.Уланова, балетмейстер Л.М.Лавровский).
Мягким лиризмом, одухотворенностью отличались и другие роли К.М.Сергеева – Вацлав («Бахчисарайский фонтан», Б.Асафьев), Добрый молодец («Весенняя сказка», на муз. П.Чайковского), Евгений («Медный всадник», Р.Глиэр), Андрий («Тарас Бульба», В.Соловьев-Седой).

С 1946 г. К.М.Сергеев выступает в качестве балетмейстера. В 1951-1955 и 1961-1970 гг. К.М.Сергеев – главный балетмейстер Театра имени С.М.Кирова. С 1973 г. – художественный руководитель Ленинградского хореографического училища.

Со второй половины 1940-х гг. творческая жизнь К.М.Сергеева была связана с великой балериной Натальей Михайловной Дудинской (жена К.М.Сергеева). В 1946 г. К.М.Сергеев осуществил постановку балета «Золушка», в котором исполнил роль Принца, а Н.М.Дудинская – роль Золушки. Музыку к спектаклю написал Сергей Прокофьев. Благодаря этой постановке, зрители послевоенного Ленинграда, «возвращенного из смертной бездны» (по выражению А.Ахматовой), стали свидетелями необыкновенной волшебной сказки.

В Театре имени С.М.Кирова К.М.Сергеевым поставлены балеты: К.Караева «Тропою грома» (1957), Б.Майзеля «Далекая планета» (1963), Д.Шостаковича «Гамлет» (1970), Б.Александрова «Левша» (1976); обновлены балеты: А.Глазунова «Раймонда» (1948), П.Чайковского «Лебединое озеро» (1950), «Спящая красавица» (1952), А.Адама «Корсар» (1973).

Многие современники оставили восторженные отклики о творчестве К.М.Сергеева. «В лице Сергеева мы имеем большого танцовщика лирико-романтического плана. Сегодня он лучший «тенор» советского балета», – писал балетмейстер Ф.Лопухов. Его называли «поэтом мужского танца» (М.Михайлов) и «королем лирической фразы». А.Ваганова считала его танцовщиком «большой лирической темы». Б.Львов-Анохин писал, что К.М.Сергееву лучше всех подходила тема «большой, преданной и пылкой любви». В.Соловьев-Седой назвал его «неповторимым Ромео нашего балета».

Константин Михайлович Сергеев ушел из жизни в 1992 году. Он был похоронен в Санкт-Петербурге, в Некрополе «Литераторские мостки» (филиал Государственного музея городской скульптуры). На могиле К.М.Сергеева в 2000 году было установлено архитектурно-скульптурное надгробие с портретом артиста в партии Альберта в балете «Жизель». Надгробие создано скульптором М.Т.Литовченко и архитектором Т.П.Садовским. В 2003 г. рядом с К.М.Сергеевым была похоронена его жена балерина Н.М.Дудинская – Народная артистка СССР, почетный гражданин Санкт-Петербурга.

Евгений Овечкин