rubi1Композитор, общественный деятель, педагог, артист
Антон Григорьевич Рубинштейн - одна из ярчайших фигур музыкальной и культурной жизни России второй половины XIX столетия.

 


Как человек необыкновенно талантливый, он был наделен многими качествами, привлекавшими к нему людей. Так П. И. Чайковский говорил, что обожал в Рубинштейне «не только великого пианиста и композитора, но также человека редкого благородства, откровенного, честного, великодушного, чуждого низким чувствам, с умом ясным и бесконечной добротой».

По прошествии ста восьмидесяти лет минувших со дня рождения Рубинштейна можно сказать, что 16 ноября 1829 года в мир пришел истинный гений. Ребенок появившийся на свет в зажиточной купеческой семье проявил свою одаренность с младенчества. Когда Антону было всего три года, родители заметили, что мальчик внимательно слушает игру матери на фортепиано. В дальнейшем мать будущего музыканта – Калерия Христофоровна, женщина музыкально одаренная, станет первой наставницей сына. После того как ребенок покажет родителям свои первые собственные сочинения, а это были кадриль и четыре польки, станет очевидным, необходимость занятий с опытным педагогом.

Детские годы Антона Григорьевича связаны с Москвой. Лучшим педагогом в городе в те годы был Александр Иванович Виллуан. Человек, повидавший на своем веку немало учеников, он был поражен дарованием представленного ему ребенка и предложил заниматься с ним бесплатно. Пять лет, продолжались занятия А. Г. Рубинштейна с А. И. Виллуаном. Будущий музыкант относился к нему не только как к наставнику, но и как второму отцу.

В поздние годы композитор с печалью говорил о том, что у него не было детства. Это было истинной правдой. С девяти лет с огромным успехом он выступал в московских салонах, а в одиннадцать лет состоялся его первый концерт в вокзале Петровского парка. После этого события жизнь юного гения, начиная с лета 1840 года, представляла бесконечное передвижение из города в город из страны в страну. По желанию А. И. Виллуана первая длительная остановка была в Париже. Столица Франции в 1840-е годы - сосредоточение культурной жизни Европы. Здесь блистали своим искусством представители всех европейских государств. В том числе и маленькие вундеркинды привлекали внимание почтенной публики. Выступление одиннадцатилетнего Антона Рубинштейна имело грандиозный успех. В Париже учитель и ученик задержались до июля 1841 года. Затем, последовал калейдоскоп концертных выступлений в Голландии, Германии, Австрии, Венгрии, Англии, Норвегии, Швеции, Чехии, Польше. Турне длилось два года. Зимой 1843 г. Виллуан и Рубинштейн оказываются в Петербурге. Антон Григорьевич начинает заведовать музыкой при дворе Великой княгини Елены Павловны. Великая княгиня жена брата императора Николая I, Великого князя Михаила Павловича была образована, добродетельна, красива и в обществе слыла женщиной совершенной. Всей душой и делами она содействовала развитию русского искусства.

В конце 1850-х годов в её дворце были устроены музыкальные классы. В1859 г. на их основе при поддержке Елены Павловны А. Г. Рубинштейн организовал «Русское музыкальное общество» В 1862 г. по инициативе Антона Григорьевича открывается музыкальная школа, в следующем 1863 г., она преобразована в Консерваторию. Рубинштейн был назначен первым её директором. Однако, педагогическая работа не занимала приоритетное место в его жизненном распорядке. В 1860-1870е гг. концертная деятельность всецело захватывает артиста. Особенно важным становится для него успех выступлений в Америке в 1872 г. Вплоть до 1887 г. музыкант живет то за границей, то в России, таковы условия необходимые для творческого созидания.. Виртуоз – исполнитель, Рубинштейн, не имел себе равных среди современников. Неизвестно в России ли, или в Европе публика с большим воодушевлением встречала его выступления.

На небольшой период с 1887 по 1891 год Рубинштейн снова становится директором Петербургской консерватории. Это время отмечено его отеческой заботой о молодых музыкантах. Первые международные конкурсы молодых исполнителей связаны с его именем и устраиваются на его личные средства. Первый конкурс состоялся в Петербурге в 1890 г., второй в 1895 г. в Берлине. Может показаться, что исполнительская и общественная деятельность занимали первое место в жизни музыканта. Однако, это не так, А. Г. Рубинштейн оставил огромное творческое наследие. Более 100 сочинений не включая, 12 опер создано им. Пожалуй, самое знаменитое произведение А. Г.Рубинштейна – композитора опера «Демон», созданная по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова. С этой оперой связаны триумфы знаменитых певцов Шаляпина, Тартакова, Штоколова. В концертных залах по сию пору звучат романсы композитора, ставшие шедеврами камерной музыки.
Притом, что Рубинштейн был истинный гений, он был в то же время и человеком – мужем и отцом. Жена Антона Григорьевича – Вера Александровна ,урожденная Чекуанова (1841 -1909). Дети: Яков Антонович (1866 – 1902), Анна Антоновна (1869-1915), Александр Антонович ( 1872 -1893).

На протяжении двадцати лет жизнь композитора была связана с Петергофом, где находилась его дача, уничтоженная во время войны. Здесь 7 ноября 1894 г. произошла внезапная смерть Антона Григорьевича, находившегося в расцвете творческих сил. Кончина Рубинштейна нашла отклик в самых широких кругах русского общества. «Незабвенный» так говорили о нём в те дни. Отпевание прошло в Троицком соборе Александро – Невской лавры. Похороны состоялись на Никольском кладбище. В 1938 г. прах композитора был перенесен в Некрополь мастеров искусств.
В 2005 году в центральной части Петергофа был открыт памятник почетному гражданину города, великому музыканту Антону Григорьевичу Рубинштейну. Автором стал известный петербургский скульптор Г. Д. Ястребенецкий. Одна из улиц Петербурга носит славное имя композитора.

Надгробие А. Г. Рубинштейна (1829 – 1894)
бронзовый бюст на постаменте ск. Б. Реймер,
постамент арх. Б. Я. Митник

Ирина Столярова



Музыкальная программа:

"Костюмированный бал". Сюита №2. Из соч. № 103
Оркестровка М.К.Эрдмансдерфера.
Оркестр ГАБТа, Алгис Жюрайтис

 

"Костюмированный бал" А.Г.Рубинштейна - сюита из 20 характерных пьес для фортепиано в четыре руки - образец традиционного домашне-салонного музицирования. А по сути дела - это яркий красочный музыкальный альбом, позволяющий образно представить тех или иных героев, облечённых в костюм и маску той или иной страны. К тому же, маскарады или костюмированные праздники были распространённым явлением аристократического быта 2-й пол. XIX в. Казалось бы, фортепианные пьесы Рубинштейна и так хороши. Но, посмотрите, что с ними сделал Макс Карлович Эрдмансдерфер - дирижёр ИРМО, профессор СПб консерватории, он их настолько оживил, что ощущаешь своё присутствие в одном из хороших домов Санкт-Петербурга на бале, в костюме, к примеру, вельможи двора Генриха III...

1.Поляк и полька. XVII в.
2.Казак и малороссиянка. XVII в.
3.Паша и Альмея. XVIII.
4.Вельможа и дама двора Генриха III. XVI в.
5.Танцы

Загрузить flac 158 mb