nimf1Певица, драматическая актриса, младшая сестра великой трагической актрисы Е.С.Семёновой

Происхождение сестер Екатерины и Нимфодоры Семеновых вошедших в историю русского театра неясно. Доподлинно известно, что их мать звалась Дарьей, была крепостной, а потом получила вольную. Кто был отцом? Тема эта у сестер была запретной.

Места, занимаемые Семеновыми, в истории российского театра разнятся, Екатерина – муза трагедии, великая актриса, приводившая в исступление театральную публику. Актриса равной, которой не было в современном ей театре. Нимфодора, скромная служительница сцены, она и в афишах звалась Семенова «меньшая». Мысль о том, что огромный талант сестры помешал раскрыться её дарованию, никогда не приходила ей в голову. Все было несхоже в этих близких людях, даже редкостная красота обеих женщин.

Нимфодора Семенова оказалась в классах театрального училища на три года позднее сестры, став ученицей знаменитого князя, драматурга А.А. Шаховского (1777-1846). В августе 1808 года учеба завершились, и начинающая актриса была зачислена в драматическую труппу на амплуа «невинных». Видимо, Нимфодору окружали не равнодушные люди, потому что очень скоро ей было указано, что может быть, и не совсем верно свой путь она избрала, связав себя с драматическим театром. Капельмейстер К.А.Кавос (1775-1840) первым обратил внимание девушки на то, что голос её возможно достоин оперной сцены. Однако, необходимо учиться пению. Не пускаясь в долгие поиски педагога, Нимфодора стала брать пения у Кавоса. Вскоре она перешла в оперную труппу. Не все было просто в её сценической жизни. На протяжении долгих лет критики и публика сходились в одном: голос невелик, не гибок, были претензии и к технике исполнения. Да, таково было мнение большинства. Но никто не мог отрицать, что был и успех. Зачастую почти триумф. Уроки сценического мастерства, данные Шаховским, не прошли даром. Образы создаваемые певицей покоряли жизненностью, она не была статична, умела носить сценический костюм. Зрители не могли остаться равнодушными и к её редкостной красоте. А. С. Пушкин запечатлел своё восхищение ею в строчках:

«Желал бы быть твоим Семёнова покровом,
Или собачкою постельною твоей,
Или поручиком Барковым, -
Ах, он поручик, ах злодей!»

Отметим, что с Дмитрием Николаичем Барковым (1796 -1855) – поручиком лейб –гвардии егерского полка, страстным театралом, переводчиком оперных либретто, театральным рецензентом Семенову связывали профессиональные интересы. Певица снискала уважение многих выдающихся людей своего времени среди которых Пушкин, Гнедич, Жуковский.

Гражданским мужем актрисы на протяжении двадцати лет был важный сановник Василий Валентинович Мусин-Пушкин (1773 – 1836). Он стал отцом трех дочерей певицы. Через несколько лет после его смерти Н. Семенова вышла замуж за французского подданного Лестерлена и стала носить его фамилию. В 1831 году Нимфодора Семенова оставила сцену.

Минуло сто семьдесят девять лет, с той поры как публика в последний раз аплодировала певице. Произведения, исполнявшиеся Семеновой, входившие в её обширный репертуар стали предметом изучения музыковедов: Иоанна в опере Караффа «Иоанна де Арк или Орлеанская дева». Вениамина в опере Мегюля «Иосиф Прекрасный»,Зораима - «Зораима и Зюльнар» Боельдье, Евхариса - « Телемак на острове Калипсо», Сервия - «Милосердие Тита» Моцарта, Матидьда - «Елисавета королева Английская» Россини, Каролина - «Тайный брак» Чимарозы…..

Певица оставила о себе память и как о бесконечно добром человеке. Наравне со своими дочерьми воспитывала двух девочек из бедных семейств. Оказывала помощь мелким театральным служащим. Имела более двухсот крестников и крестниц.

В последние годы слепота сделала её жизнь трудной. Однако, несмотря на несчастье Семенова, сохранила кротость характера, душевную привлекательность.
Еще не был изобретен граммофон, который мог бы дать представление о Семеновой – певице. Сохранился портрет актрисы кисти О. Кипренского Запечатленный им образ во многом совпадает с впечатлением произведенным певицей на её современницу А.Я. Панаеву (Головачеву) « Она всегда приезжала на пасху к заутрени в церковь Театрального училища. Я не сводила с неё глаз – такая она была красавица: высокая, стройная, с необыкновенно нежным цветом лица, с синими большими глазами и, как смоль, черными волосами, в которых блестела бриллиантовая гребенка».

Надгробие Н. С. Семеновой (в замужестве Лестерлен) (1784 – 1876)
Мраморный пилон. Прах перенесен с Новодевичьего кладбища в 1936 г. с установкой нового памятника.

Ирина Столярова