musorg1Выдающийся композитор, член кружка "Могучая кучка" - к 175-летию со дня рождения
В мировом оперном искусстве особое место принадлежит Модесту Петровичу Мусоргскому. Оперы, написанные им, наиболее часто ставятся на сценах крупнейших музыкальных театров мира.

 

 

Италия, родина оперного искусства, не осталась безучастна к творчеству композитора. На сцене знаменитого миланского театра «Ла Скала» были представлены «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Женитьба». Свой 250-летний юбилей лондонский «Ковент Гарден» отметил постановкой «Хованщины». Печально, что сам композитор не познал славы и даже настоящего успеха. А между тем, музыка, образы, созданные им не подвластны времени, а стало быть, бессмертны.

Он родился в дворянской семье, начало которой восходило к самому Рюрику. Модест Петрович Мусоргской был Рюриковичем в 30 колене. Детство, проведенное в Псковской губернии в окружении любящей семьи, помнилось как радостное и счастливое. Мать будущего композитора Юлия Ивановна занималась с сыном музыкой с шести лет. А через три года началось обучение в лучшей петербургской школе тех лет - Петришуле. Успехи мальчика в учебе выше всех похвал. Однако, отец ребенка счел нужным до завершения обучения перевести его в Школу гвардейских подпрапорщиков, где он пробыл, до 1856 года. За тем последует недолгая служба в лейб-гвардии Преображенском полку, а также вынужденная необходимость нести бремя чиновничьей службы.

Жизненный путь молодого человека определился в 1857 году. Встреча с композитором и общественным деятелем М. А. Балакиревым и кружком «Могучая кучка» стали для него судьбоносными. Музыка всегда была главной в его жизни. Еще до встречи с «кучкистами» Мусоргский учился игре на фортепиано у пианиста А. А. Герке. Новое окружение молодого офицера выявило истинное его призвание – музыка. Жизнь не баловала его. Со временем пришло твердое убеждение, что служба и творчество вещи несовместные. Отношения даже с близкими людьми складывались нелегко, терзало личное одиночество. Все вместе приводило к тяжелейшему материальному положению.

Мусоргский - младший современник Ф. М. Достоевского вобрал в себя многие черты героев писателя, которого почитал. Достоевский, оказал огромное влияние и на его творчество. Современники вспоминали о Мусоргском как о человеке чрезвычайно своеобразном. Н. Н. Римская – Корсакова (жена композитора Н. А. Римского – Корсакова) оставила запись: «Он был среднего роста, хорошо сложен, имел изящные руки, красиво лежащие волнистые волосы, довольно большие, несколько выпуклые светло – серые глаза. Но черты лица его были очень некрасивы, особенно нос, который к тому же всегда был красноват, как Мусоргский объяснял, вследствие того, что он отморозил его однажды на параде. Глаза у Мусоргского были очень мало-выразительны, даже можно сказать почти оловянные. Вообще лицо его было мало-подвижное и не выразительное как будто оно таило в себе какую - то загадку…». Другой автор отмечает, что судьба композитора «не разгадана полностью». Противоречивая личность музыканта, противоречивая эпоха породили произведения отмеченные новаторством, изобилующие характерами до тех пор не встречающимися на оперной сцене.

Известность композитору принесла опера «Борис Годунов», поставленная в Мариинском театре в 1874 году, опера при жизни автора имела несчастливую судьбу.
«Борис», также как и вторая опера «Хованщина» завоевали мировое признание уже после смерти композитора. Этому во многом содействовала антрепренерская деятельность С. Дягилева, представившего Европе в своих «Русских сезонах» представившего творчество композитора. Симфоническая поэма «Ночь на Лысой горе», цикл для фортепиано «Картинки с выставки» стали произведениями русской музыкальной классики. В 1870-е годы Мусоргский создает вокальные циклы «Без солнца»(1874), «Песни и пляски смерти» (1875 -1877), романсы на стихи А. К. Толстого (1877).

Стечение многих обстоятельств нелегкой жизни композитора, особенности его характера привели к возникновению болезни добровольной и трудно излечимой - пьянству. Болезнь разрушительно действовала на Мусоргского. В 1881 году он был помещен в военный госпиталь. К последним дням жизни, проведенным в этом медицинском учреждении, относится написание портрета композитора И. Е. Репиным. Портрет Мусоргского один из шедевров художника сразу был куплен для галереи знаменитым П. М. Третьяковым

Композитов умер 16 марта 1881 года. Был похоронен на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро – Невского монастыря. Памятник создан на деньги, полученные И. Е. Репиным за портрет композитора и В. В. Стасова.

Начало 1881 года было печальным для России потерявшей Ф. М. Достоевского, М. П. Мусоргского, ... императора Александра II…

Надгробие М. П. Мусоргского (1839 – 1881). Гранитный портал с горельефным портретом. Архитектор И. С. Богомолов, скульптор И. Я. Гинцбург, 1885 г.

Ирина Столярова

Музыкальный момент