030Оперный певец, драматический артист, киноактер, режиссер,чтец.

Павел Яковлевич Курзнер - певец (бас), артист драмы и кино, режиссер родился в Петербурге. В этом городе прошла большая часть его жизни.

 

«Я стоял перед пожилым, лет пятидесяти, седовласым мужчиной, который поздоровался со мной удивительно звучным низким голосом. с какими-то красивыми переливами то снизу вверх, то сверху вниз. Он говорил, совершенно не напрягаясь, но заполнял своим голосом всю комнату. И это было неудивительно. Павел Яковлевич был знаменитым оперным певцом, баритоном, звездой Кировского театра до войны» - так вспоминает о своей первой встрече с П. Я.Курзнером известный петербургский актер А. Равикович на страницах книги «Негероический герой».

Павел Яковлевич Курзнер - певец (бас), артист драмы и кино, режиссер родился в Петербурге. В этом городе прошла большая часть его жизни.
Петь начал с пятнадцати лет в гимназическом хоре. Став студентом юридического факультета Петербургского университета, одновременно обучался в Петербургской консерватории (класс С. Гаккеля). С 1907 – 1910 год Курзнер артист Старинного театра, Старинный театр – художественно – драматическая студия, просуществовавшая всего два сезона, но оставившая по себе память как об одном из интереснейших театральных проектов России начала XX века.

Последующий период творческой жизни артиста связан с Петербургским народным домом. Народные дома, негосударственные учреждения стали появляться в России, начиная с 1880-х годов. Их количество значительно увеличилось после первой русской революции Народные дома – образовательные учреждения, обеспечивавшие посетителям возможности интеллектуального проведения досуга. В Петербургском народном доме оперную труппу возглавлял знаменитый Н. Фигнер. Он был её солистом, художественным руководителем и директором. Работа в этом коллективе оказалась чрезвычайно важной для молодого певца, являлась своего рода подготовкой к главному событию жизни встрече со сценой Мариинского театра.

С 1914 по 1922 год П. Я. Курзнер солист этого театра. Обладатель баса –кантанте – голоса светлого, яркого лирического звучания, артист становится исполнителем практически всех басовых партий в операх шедших на сцене театра. Можно назвать лишь некоторые из них: Лепорелло, Сусанин, Пимен, Фарлаф, Мефистофель, Галицкий Кочубей…Он выступал дублером великого Ф. И. Шаляпина в партиях Мельника («Русалка» А. Даргомыжского), Фарлафа («Руслан и Людмила» М. Глинки), Бориса Годунова ( В одноименной опере М. Мусоргского».

Концертный репертуар Курзнера включал произведения А. Гурилева, А. Алябьева, А. Варламова, К. Вильбоа, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Балакирева… Часто в его исполнении звучали русские народные песни.

Павел Яковлевич Курзнер, обладая сильным ровным во всех регистрах голосом мягкого «матового» тембра имел привлекательную сценическую внешность, и темперамент, выступал носителем лучших традиций исполнительской культуры, создал на сцене ряд ярких запоминающихся образов. Стоя у колыбели грамзаписи, певец успел записать двадцать произведений. Однако, певческий дар – дар необыкновенно хрупкий. После тяжелого голосового заболевания Курзнер вынужден был оставить оперный театр в 1922 году. Артист переходит на драматическую сцену, работает чтецом на радио. В период с 1925 по 1935 годы он много снимается в кино. С его участием вышло двадцать фильмов, среди них : «Лицом к лицу», «Бунт бабушек», «Человек с портфелем», «Человек за бортом».

П. Я Курзнер проявил себя и как режиссер, поставив ряд оперных спектаклей, нашедших положительную оценку прессы и современников.Носитель большого творческого опыта, Павел Яковлевич Курзнер в 1937 -1948 годах был сценическим руководителем оперного класса Ленинградской консерватории (с 1939 года доцент).

К сожалению, мы не можем дать послушать голос певца даже в несовершенной записи начала минувшего века. В государственных хранилищах их нет. Сохранились многочисленные фотографии, запечатлевшие артиста в различных ролях, да воспоминания современников, а также несколько кинолент 1930-х годов с участием актёра. «Он перепел буквально весь басовый репертуар, в общем, с одинаково хорошим успехом. Лично я предпочитал слушать его, в певучих партиях Пимена, Странника («Рогнеда»), Суданина и. т. д. Ему было присуще настоящее контабиле, в котором он приближался к лучшим образцам своего времени» - на страницах «Записок оперного певца» вспоминал С. Ю. Левик.

Ирина Столярова

Надгробие Павла Яковлевича Курзнера ( 1886 – 1948). Бронзовый бюст на постаменте. Ск. Б. М. Микешин, 1912, 1990 г.

В качестве компенсации за отсутствие музыкальных фрагментов, предлагаем небольшой, но яркий отрывок из фильма "Станица Дальняя", 1939 г.