bolshakovЗаслуженный деятель искусств РСФСР Н. А. Большаков относится к замечательной плеяде певцов, с деятельностью которых связан один из творческих подъемов в истории Мариинского театра.

 

 

Прошло немногим более полувека со времени кончины певца, а время между тем плотным покровом закрыло от сегодняшнего любителя оперного искусства неповторимый в своей сложности образ человека. Осталась творческая канва жизни певца.Она то, и позволяет домыслить «Каким же, был Николай Аркадьевич Большаков?»
Он родился в Харькове в далёком 1874 году в семье провинциальных актеров и прожил долгую, насыщенную творчеством, бесконечными странствованиями жизнь. В этих странствиях, а не они ли являются приметой настоящего художника, он не раз становился участником проектов, которые не могли не вызвать всплеска чувств у коллег по оперному цеху.

Как и многие другие музыканты той поры Большаков начал, учебу не в Консерватории, а на юридическом факультете Петербургского университета. Одновременно, он брал уроки вокала у известного баритона Ипполита Петровича Прянишникова (1850-1921). Года занятий у Прянишникова было достаточно, чтобы петербуржцы услышали молодого исполнителя в общедоступных народных симфонических концертах А. Д. Щереметева и в клубных оперных спектаклях.

Зимой 1899 года в Петербурге гастролировала Харьковская оперная труппа. В её спектаклях «Демон», «Князь Игорь», «Сельская честь» дебютировал Большаков. В конце этого года москвичи слушали артиста на сцене Московской частной оперы. В эти годы сцена Мариинского театра была еще очень далека от Большакова. Он выступает в петербургском Народном доме (1901). Совершает гастрольные поездки в Казань, Саратов, Астрахань, Нежин…

В 1904 -1905 годах артист поет в Петербурге. Его принимает «Новая опера».Летний театр «Олимпия» также становится местом его работы. Именно в эти годы репертуар «Олимпии» отличается серьезностью. Здесь ставились классические оперные спектакли с участием известных артистов российской и зарубежной сцены.
Между тем Н. А. Большаков приближался к самому значительному периоду своей жизни. 1906 год – начало работы в Мариинском театре. Его сцену он покинет спустя двадцать пять лет в 1931 году. Дебютирует он в партии Ленского.

Артист обладал звонким сильным голосом, природной музыкальностью, ярким сценическим дарованием. В 1911 году певец пробует себя в Большом театре, исполнив партию Альфреда в опере Д. Верди «Травиата». 1911 -1913 годы ознаменовались участием артиста в «Русских сезонах» С. Дягилева в Париже и Лондоне. В этот период состоялись гастроли Большакова в Барселоне (Испания), Италии, Франции (Выступление на сцене «Гранд Опера»)

Николай Аркадьевич был великим тружеником. В его репертуаре насчитывалось 110 партий в операх и опереттах. Среди лучших современники называли : Финн («Руслан и Людмила» М. Глинки), Герман(«Пиковая дама» П. Чайковского), Водемон («Иоланта» П.Чайковского), Иван Лыков(«Царская невеста» Н. Римского - Корсакова), Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Хозе ( Кармен» Ж. Бизе)
Большаков любил и концертную деятельность. Вместе с Е. Мравиной гастролировал по России, Украине, Сибири. Тур 1900г. Концертный репертуар певца включал произведения В. А. Моцарта, Б. Сметаны, Э. Грига, Д. Пуччини. Бурные события революционных лет затронули жизнь каждого россиянина. Коснулись они и Большакова. С 1917 по 1931 год им было дано 680 бесплатных концертов для рабочих и красноармейцев.

Николаю Аркадьевичу было около пятидесяти лет, когда он начал заниматься педагогической деятельностью в Петербургской консерватории, окончательно посвятив себя ей в 1931 – 1953 гг.;
Почему же обладая несомненным даром, удивительным трудолюбием он оставил по себе такую скромную память? Пожалуй, наиболее верный ответ найдем в книге С. Ю. Левика «Четверть века в опере». Профессионал, мемуарист, весьма доброжелательно расположенный к коллегам он, однако отмечает: «Николай Аркадьевич Большаков имел все достоинства ответственного тенора: звучный голос, никогда не знавший ни тесситурных препон, ни усталости. Он идеально знал буквально весь теноровый репертуар, бывал во всем одинаково безупречен и, как это не обидно во всем одинаково…бесцветен, чтобы не сказать одинаково одинаков». Что ж описанное явление знакомо современному слушателю. Разве не можем мы назвать ряд артистов, которые по – праву могут быть названы актерами одной роли, сыграв их при этом десятки раз. Разве мы не припомним хотя бы одного знаменитого и бесконечно одаренного певца, который по – выражению Левика одинаково одинаков.
Голос Николая Аркадьевича Большакова звучит сегодня на старых граммофонных пластинках. Певец записал двести семьдесят одно произведение.

Ирина Столярова

Давайте послушаем и сделаем свои выводы.

Коллекционные записи интернет-ресурса RUSSIAN-RECORDS.COM