davidov
Выдающийся оперный певец, режиссер, педагог, заслуженный артист Республики
Обычному просвещенному человеку, но ни музыковеду, ни коллекционеру граммофонных записей имя Александра Михайловича Давыдова ни о чём сегодня, ни говорит.
Однако, далекая от совершенства грампластинка даёт возможность слушателю понять, что он имеет счастье соприкоснуться с настоящим искусством.

Российский оперный театр рубежа XIX и XX веков блистал сонмом имен, среди которых просто талантливому исполнителю нетрудно было и затеряться. Александр Михайлович Давыдов был выдающимся оперным певцом. Он прожил интересную и сложную жизнь.

Уже начало его пути говорит о даровитости и силе характера юноши появившегося на свет в местечке Кобеляки Полтавской губернии в семье учителя.
Сегодня украинский город Кобеляки перечисляя своих известных граждан, число которых не достигает и пяти, не помнит об А. М. Давыдове. А ведь имя его гремело по России, на граммофонные пластинки певцом записано около 400 произведений, его знала Европа.

Родители не поддерживали увлечение сына пением. Они видели его фотографом.
Мальчик не желал смириться с родительской волей и бежал, не закончив Мелитопольского реального училища. Чтобы затруднить поиски назвался Сашей Давыдовым, так появился его будущий сценический псевдоним ( настоящая фамилия, имя, отчество – Левенсон Израиль Моисеевич). Скитания юношеских лет Давыдова во многом схожи с шаляпинскими; бедствовал, нередко голодал, но в тоже время многое и постиг.

Жизнь Давыдова это череда городов и театров. В возрасте двенадцати лет начинается его карьера певца – разнообразные хоры, в том числе и кафешантанные. Постоянное стремление оказаться на сцене оперного театра. Целеустремленный поиск своего пути приводит его к знаменитому К. Эверарди, у которого он обучался пению в 1890-1892 годах. До 1900 года молодой певец выступал на сценах Тифлиса, Киева, Харькова, Ростова – на Дону, Казани, Саратова, Кисловодска, Одессы Вильно и Петербурга (частная опера)…
С 1900 по 1914 год А. М. Давыдов солист Мариинского театра в котором он дебютировал в партии Германа («Пиковая дама» П. Чайковского). Партия Германа останется любимой на протяжении всей жизни артиста, станет предметом его неустанных творческих поисков, и даже соперничества со знаменитым Н. Н. Фигнером. Среди известных коллег Давыдова можно назвать Н. И. Забела – Врубель, В. И. Касторского, Ф. Литвин, И. В. Тартакова, Ф. И. Шаляпина. Репертуар певца насчитывал 85 опер, 30 оперетт.

Александр Михайлович обладал не очень сильным, но ровным во всех регистрах голосом приятного мягкого тембра, природной музыкальностью, артистическим темпераментом. Ему довелось готовить оперные партии под руководством Э. А. Купера, Э. Ф. Направника, А. Никиша, В. И. Суко.

Давыдов нередко становился первым исполнителем. Так на сцене Мариинского театра им впервые были спеты партии Садко («Садко» Н. А. Римского–Корсакова,1901), Миме («Зигфрид» Р. Вагнера, 1902), Моцарта («Моцарт и Сальери» Н. А. Римского–Корсакова,1905). Современники называли среди лучших работ Александра Михайловича - Германа («Пиковая дама» П. И Чайковского), Самозванца («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Садко («Садко» Н. А. Римского– Корсакова), Хозе ( «Кармен» Ж. Бизе). Годы работы в знаменитом театре связаны и с гастролями по Европе; 1903г. – Будапешт, 1906г. – Монте – Карло, 1908 – Вена, Берлин, 1909 - Париж(по приглашению С. П. Дягилева).

Четырнадцать лет проведенных на сцене прославленного театра – недолгий срок. Глухота – несчастье, из–за которого Давыдов покидает оперную сцену. До 1924 года он выступает на концертных эстрадах, показав себя талантливым исполнителем романсов, русских народных и цыганских песен.

С 1924 по 1934 год Давыдов живёт в Париже. Там наиболее значительным событием становится приглашение певца Ф. И. Шаляпиным принять участие в качестве режиссера в постановке оперы «Князь Игорь» на сцене парижского театра «Опера комик». Музыкальным руководителем спектакля стал А. К. Глазунов. О последних годах жизни А. М. Давыдова известно немного. В 1936 году он занимался педагогической деятельностью в вечерней школе пения при бывшем Мариинском, а в ту пору Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова.

Детали всегда делают образ давно ушедшего человека более близким и понятным.

Давыдов был женат на Софье Осиповне Давыдовой (1874 – 1958). Она была аккомпаниатором. Неутомимый и доброжелательный мемуарист, а по сути историк оперного театра рубежа веков С. Ю Левик называет один из петербургских адресов певца. В определенный период времени тот жил в бывшей квартире А. Г. Рубинштейна на Екатерининском канале, 110, неподалеку от Мариинского театра. Умер в Москве в 1944 году. Урна с прахом выдающегося певца была захоронена на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в 1946 году.
«Среди многих русских и иностранных теноров, которых мне довелось услышать, ему принадлежит место в ряду наиболее выдающихся» - отмечал С. Ю. Левик, несомненный знаток оперного искусства.

Ирина Столярова



Прослушать больше

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить