melnikov01Думается, что современному молодому человеку занятому выбором жизненного пути, нередко ищущего в окружающем мире знаки, подтверждающие или, увы, отрицающие его правильность небезынтересно познакомиться с историей жизни Ивана Александровича Мельникова.

Он был знаменитым оперным певцом. Сегодня о нём помнят лишь специалисты. Но это не имеет значения. Театральное искусство и сегодня быстротечно, а в далёкую пору второй половины 19 века лишенную современных средств массовой информации и вовсе было ориентировано на зрителя сегодня и сейчас внимающего артисту. Между, тем история Мельникова содержит все составляющие правильности его выбора. Он вошёл в мир музыки рано и легко.

Работа доставляла ему радость и была востребована обществом. И, наконец, неизменный успех, за что бы ни брался артист, был всегда обеспечен.Иван Александрович Мельников родился в 1832 году в Петербурге в купеческой семье. В прошлом крепостных князя С. Голицына. Мальчик был отдан на учебу в коммерческое училище. Годы, проведённые в нем, приобщили ребенка к музыке. Он пел в хоре, с помощью товарищей постигал нотную грамоту. Врожденная музыкальность, сопряженная с самостоятельными занятиями непреодолимо влекла его к фортепиано, скрипке и даже заставила взять в руки виолончель.По окончании училища юноша оказался в конторе отца. Обратимся к воспоминаниям известного мемуариста Я. Д. Минченкова: «Мельников был страстным театралом, почти каждый день пробирался в оперу на галёрку. Потом учился петь, поступил в придворную капеллу и ровно за четыре года стал артистом в опере». Небезынтересно назвать имена педагогов будущего премьера. Г. И. Ломакин –известный композитор, дирижер, педагог. П. Репетто- профессор Петербургской консерватории. Э. Репетто- уроженец Милана, солист Маринского театра.

В 1867 – 1892 годах И. А. Мельников солист Мариинского театра. На его сцене он дебютировал в партии Ричарда Форта в опере В. Беллини «Пуритане». В 1890 -1892 годах был режиссером этого театра.Иван Александрович обладал красивым ровным во всех регистрах голосом мягкого «бархатного тембра». Его широкий диапазон позволял артисту исполнять и басовые партии.В первые годы сценической деятельности Иван Александрович пел преимущественно в итальянских операх. Однако, наиболее полно талант певца проявился в русской опере, где он создал яркие запоминающиеся образы. Сценическое дарование Мельникова было разносторонним - трагические, драматические,комедийные характеры – воплощение их было подвластно артисту. Его репертуар насчитывал 46 оперных партий.Мельникову посчастливилось стать первым исполнителем партий Бориса Годунова(одноименная опера М. П. Мусоргского), князя Вязьминского («Опричники») П.И. Чайковского), Демона (одноименная опера А. Г. Рубинштейна), князя Игоря (одноименная опера А. П. Бородина), графа Томского( «Пиковая дама» П. И. Чайковского…

Критики называли среди лучших исполнение артистом партий Руслана («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского), Кочубея («Мазепа» П. И. Чайковского), Бориса («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Амонасро ( «Аида» Д. Верди),Фигаро («Севильский цирюльник» Д. Россини), Дон Жуана (одноименная опера В. А. Моцарта)Талант певца высоко ценили крупнейшие деятели культуры того времени.Как дань уважения и признания высокого таланта артиста стало посвящение ему ряда романсов, написанных А.Г. Рубинштейном « Бор сосновый в стране одинокой стоит», П. И. Чайковским «Я с нею никогда не говорил», Э. Ф. Направником «Казак»…И. А. Мельников занимался педагогической деятельностью, в 1877 -1878 годах был профессором Петербургской консерватории.Совместно с Ф. Беккером он основатель «Бесплатного хорового класса».

В 1890 году Мельников организовал любительский хор, выступавший под его управлением с произведениями русских и зарубежных композиторов. Близкий к художественному миру Петербурга И. А. Мельников бывал на вечерах у знаменитого художника В. Маковского. Сохранился портрет артиста кисти художника.После смерти певца по инициативе Э. Ф. Направника в Мариинском театре был установлен его мраморный бюст работы скульптора П. П. Забелло. (ГРМ)Только современники могли по достоинству оценить выдающееся дарование Ивана Александровича Мельникова, до нас потомков, его голос восхищавший публику не дошёл. Граммофонная пластинка еще не была изобретена.

И. А. Мельников отец Петра Ивановича Мельникова (1870 -1940) – режиссера оперы. Работал в Москва в Частной опере и Большом театре, в Петербурге в Мариинском театре. Ставил спектакли в « Ла Скала» Милан. Спектакли Мельникова отличались высокой постановочной культурой.

melnikov02Похоронен певец в Некрополе мастеров искусств.
Надгробие И. А. Мельникова (1832 -1906) – гранитный постамент, скульптурные детали утрачены. Скульптор Г. Скильпиер, 1909.

Ирина Столярова