Osip_Petrov1Минуло более двухсот лет со дня рождения великого оперного певца Осипа Афанасьевича Петрова, «дедушки русской оперы».Восторг современников, время, отсутствие граммофонных записей стерли многие индивидуальные черты характера этого человека. Сегодня,  вряд ли возможно представить каким певец был в жизни. Образ его мифологизирован.

Он видится совершенным созданием, наделенным качествами высшего порядка. Однако линия жизни артиста просматривается ясно – беззаветное служение оперной сцене, ключом к которому был природный певческий дар, посланный свыше. Осип Петров родился на юге России в Елисаветграде (ныне Кировоград) в купеческой среде, не способствовавшей развитию каких –либо дарований. Знавшие Петрова в детстве и юности отмечали, что он был рожден артистом. И хотя впервые юноша попал в театр девятнадцати лет, сознание жизненного предназначения жило в нем с детства. Ребенком Осип любит петь народные песни, пел на клиросе местной церкви. Случайные люди, сведущие в музыке обучили его игре на гитаре и флейте. В лишенной событий жизни провинциального города фигура Осипа Петрова, или Ионки, как его звали в ту пору, была приметна.Петров был истинным самородком, ибо в его случае успех определялся толькосилой дарования и трудом. К. А. Кавос, так немало сделавший для русского искусства, был единственным профессиональным музыкантом, приложившим серьёзные усилия к превращению Петрова в оперного певца. Во многом благодаря Кавосу певец освоил искусство итальянской оперы.

Первый успех пришёл к нему в опере В-А. Моцарта «Волшебная флейта», затем «Роберте -Дьяволе» Дж.Мейербера. Современники отмечали исполнение им партии Каспара в опере К. Вебера «Волшебный стрелок». С 1836 года начинается новый период в истории русской оперы, совпавший с важнейшим этапом сценической деятельности О. А. Петрова. 27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы М. И. Глинки « Жизнь за царя».

Успех композитора разделили и исполнители главных ролей Ивана Сусанина и Вани – О. А. Петров и А. Я. Воробьёва. Триумфальный успех в опере Глинки выдвинул их в число лучших русских оперных исполнителей того времени.

Вскоре Анна Яковлевна Воробьёва, совсем молодая в ту пору девушка, только год назад окончившая театральное училище станет женой Осипа Афанасьевича. Это будет союз больших артистов на сцене и милых простых людей в повседневной жизни.Через шесть лет, в 1842 году, также 27 ноября состоялся первый показ оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Супруги Петровы стали первыми исполнителями партий Руслана и Ратмира. Позднее Осип Афанасьевич предпочтет петь партию Фарлафа, расцветив образ незадачливого искателя руки Людмилы яркими красками. Среди творческих удач О. А. Петрова участие в операх А. С. Даргомыжского.Петров прославленный исполнитель партии Мельника в «Русалке», Лепорелло в «Каменном госте». Была близка певцу и партия Ваарлама в «Борисе Годунове»М. П. Мусоргского.

Портреты знаменитого артиста и просто красивого человека – О. А. Петрова писали известные художники С. К. Зарянко (1843) и В. Е. Маковский (1870). Мраморный бюст артиста был изваян видным скульптором тех лет Н.А. Лаверецким (1876) для Петербургской консерватории. До конца жизни Осип Афанасьевич Петров жил интересами событий оперной сцены. Ведь как считали современники, он был рожден артистом.

Надгробие О. А. Петрова (1807 - 1878) в Некрополе мастеров искусств – Гранитный жертвенник с бронзовым рельефом. Похоронен вместе с женой А. Я. Воробьёвой – Петровой.

Ирина Столярова