dargom1Начало 2013 года ознаменовано важной юбилейной датой в истории русской культуры. 14 февраля исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича Даргомыжского (1813 – 1869) - композитора, основоположника реализма в русской музыке.



dargom3Даргомыжский появился на свет в семье, где увлечение музыкой, литературой, искусством составляло часть повседневной жизни. Ребенок рос в окружении пяти братьев и сестер, дружеские отношения между которыми сохранялись до конца жизни. Атмосфера семьи благоприятствовала развитию юного дарования. Уже в конце 1820-х – начале 1830-х годов были изданы его ранние сочинения.

Александр Сергеевич получил разностороннее и глубокое домашнее образование. Подобно своему отцу он сделал успешную карьеру на государственной службе. Однако, встреча в 1835 году с М. И. Глинкой изменила жизненные планы молодого человека. Присутствуя на репетициях оперы «Жизнь за царя» он ощущал необходимость своего дальнейшего музыкального образования и одновременно создания крупномасштабного произведения. В 1834 -1838 годах он работает над оперой «Эсмеральда», которая была поставлена на сцене одного из московских театров в 1847 году. Это был первый большой успех композитора.

Самыми крупными работами Даргомыжского стали оперы «Русалка» (1855) и «Каменный гость» (1872) - обе на сюжеты произведений А. С. Пушкина. Если первое произведение отличал психологизм музыки, то второе было отмечено новаторскими достижениями.Композитор дважды совершал путешествия по крупнейшим столицам Европы. Он побывал в Берлине, Лейпциге, Брюсселе, Париже. Целью странствий было знакомство с музыкальной жизнью Европы, её видными деятелями.

С конца 1850- х годов Даргомыжский занимается общественной деятельностью, сотрудничая с Русским музыкальным обществом, а в 1867 году становится председателем его петербургского отделения.Композитор плодотворно работал в камерном жанре, создав большое число романсов входящих в репертуар современных исполнителей. Многие из них могут быть названы подлинными шедеврами: «Юноща и дева», «Ночной зефир», «Мне грустно», «И грустно и скучно», «Влюблен я дева красота», «Старый капрал», «Червяк»… Даргомыжский был самым видным композитором на временном промежутке между М. И. Глинкой и деятельностью объединения «Могучая кучка». Дружба с кучкистами творчески обогащала стареющего композитора, сообщала столь необходимую ему человеческую теплоту.

Александр Сергеевич Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств. Памятник - бронзовый юноша, играющий на свирели, лучшая работа скульптора А. И. Хаустова.

Ирина Столярова

Романсы А.С.Даргомыжского в исполнении М.П.Максаковой