cui118 января 2015 г. исполнилось 180 лет со дня рождения Цезаря Антоновича Кюи (1835-1918) – композитора и музыкального критика, члена «Могучей кучки», профессора фортификации и инженера-генерала.

Кюи родился в литовском городе Вильно (нынешний Вильнюс) в семье француза, бывшего офицера наполеоновской армии, и литовки. Владимир Стасов,  идеолог «Могучей кучки» так писал о влиянии иностранного происхождения на будущего композитора: «Блеск, элегантность, европейская интеллектуальность, вообще черты европейского склада в характере и таланте унаследованы им от Западной Европы через посредство отца; глубокая задушевность, сердечность, красота душевных ощущений литовской национальности, столь близкой ко всему славянскому и столь родственной ему, наполняют вторую половину душевной натуры Кюи и, конечно, внесены туда матерью его».

В пять лет Кюи на слух наигрывал военные марши. В четырнадцать – брал уроки у польского композитора Станислава Монюшко и написал первое сочинение – мазурку на смерть одного из учителей. Талант юноши был очевиден, однако при выборе профессии пришлось отдать предпочтение совсем другой сфере деятельности, и в 1851 Кюи поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. В 1855-1857 он продолжил свое образование в Николаевской военно-инженерной академии.Знакомство с Милием Балакиревым в 1856 оказало большое влияние на Кюи, как на композитора. Благодаря Балакиреву он и оказался в среде профессиональных музыкантов. Вскоре последовала и женитьба на ученице Александра Даргомыжского, певице Мальвине Бамберг. Исполнение посвященного ей оркестрового скерцо в 1859 в концерте Русского музыкального общества стало дебютом молодого композитора.

Музыкальное наследие Кюи многогранно: 14 опер, более 400 романсов, сочинения для хора и оркестра, для фортепиано.

Его лучшими операми считаются «Вильям Ратклиф» (1869) на стихи Г. Гейне и «Анджело» (1876) на сюжет драмы В. Гюго. Судьба этих произведений после премьер сложилась непросто: публика не оценила их по достоинству, и они были убраны из репертуара Мариинского театра на долгие годы.

Другие оперы Кюи: «Флибустьер» (1894), «Сарацин» по драме Дюма (1899), «Пир во время чумы» по Пушкину (1901), «Мадмуазель Фифи» (1903), «Маттео Фальконе» по Мериме (1907) и «Капитанская дочка» по Пушкину (1911).  Следует отметить, что он был первым русским композитором, писавшим детские оперы («Снежный богатырь», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Иванушка-дурачок»).

Разносторонне талантливая личность, Кюи был известен не только как член «Могучей кучки», но и как специалист по фортификации. Он даже преподавал эту науку великим князьям (в том числе будущему императору Николаю II), а во время Русско-турецкой войны участвовал в укреплении фортификационных сооружений.

Наконец, еще одной сферой деятельности Кюи была музыкальная критика. Его статьи публиковались в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Музыкальном обозрении".  Он пропагандировал отечественную музыку и в зарубежных изданиях, и выпустил в Париже книгу на французском языке. Его «La musique en Russie» (1880) сыграла большую роль в распространении русской музыки в Европе.

cui2Композитор похоронен в Некрополе мастеров искусств.

Дарья Залешина