Glazunov1 10 августа 2015 года исполняется 150 лет со дня рождения Александра Константиновича Глазунова (1865-1936), композитора и пианиста, двадцать лет проработавшего ректором Петербургской консерватории.  



Glazunov2Глазунов родился в семье книгоиздателя и пианистки. Музыка сопровождала будущего композитора с самого детства. В девять лет он уже играл на рояле, в тринадцать – на скрипке и виолончели. По совету Милия Алексеевича Балакирева семья Глазуновых направляет сына на учебу к Николаю Александровичу Римскому-Корсакову. 

Первую симфонию Глазунов сочинил и исполнил на публике в 16 лет. Этот день, 29 марта 1882 года стал важным не только потому, что явил на свет новый и многообещающий талант в лице одаренного юноши, но и послужил точкой отсчета для «Беляевского кружка». На этом концерте богатый лесопромышленник и меценат, страстный поклонник музыки Митрофан Петрович Беляев окончательно утвердился в решении покровительствовать русским композиторам. Он утвердил премии за новые сочинения русских авторов (премию им. М.И.Глинки), и первую такую полученную премию молодой Глазунов пожертвовал на памятник умершему М. П. Мусоргскому (Некрополь мастеров искусств). Из Беляевских музыкальных вечеров возникло постоянное учреждение – ежегодные «Русские симфонические концерты», на каждом из которых обязательно звучали новые сочинения Глазунова. Их услышали и в Париже: исполнение сочинений под руководством автора на Всемирной выставке в 1889 году сделало композитора популярным и заграницей.  

В числе самых значительных работ Глазунова следует назвать его последние симфонии (с Четвертой по Восьмую) и музыку к балетам «Раймонда» и «Времена года» (оба либретто – Мариус Петипа). На создание «Раймонды» Глазунова вдохновило немецкое Средневековье, а на «Времена года» -- миф о вечном пробуждении природы от зимнего сна. Кроме того, он автор красочных музыкальных картин и поэм «Кремль», «Из Средних веков», «От мрака к свету», «Стенька Разин», торжественных увертюр, маршей, фортепианного концерта, многочисленных фортепианных пьес, романсов, произведений для инструментальных ансамблей…

В 1899 году Глазунов стал профессором Петербургской консерватории, а в 1905 году – ее ректором. «Можно критиковать мои сочинения, но нельзя отрицать, что я замечательный директор консерватории», -- говорил композитор. И действительно, он, глава музыкальной жизни Петербурга, всего себя отдавал этому учреждению: привлекал к преподаванию лучших профессионалов, совершенствовал учебные программы, лично вникал в проблемы своих студентов, помогал им материально, а голодные послереволюционные годы и вовсе прошли для него в постоянных хлопотах по выбиванию пайков для самых одаренных из них. Именно желание защитить свою любимую консерваторию от грозившего ей в новых условиях развала и было причиной, по которой он не эмигрировал сразу после революции.  

В 1928 году Глазунов уехал в Париж на лечение и там провел последние годы своей жизни. При этом он не прекращал выступать с концертами. На кладбище города Нейи в окрестностях французской столицы в 1936 году он был похоронен. Памятник с портретным бюстом работы скульпторов К. Альтенбернда и Р. Дюпарка был установлен в 1951 году на средства приемной дочери Глазунова, а в 1972 году прах композитора был перезахоронен в музейном Некрополе мастеров искусств, признанном мемориале русской музыки. Памятник, привезенный из Франции, установили в 1975 году. Выразительный скульптурный портрет на постаменте и плите с восьмиконечным крестом можно видеть неподалеку от памятников М. И. Глинке и участникам «Могучей кучки» - предшественникам Глазунова в деле становления русской музыкальной культуры.       

Дарья Залешина